КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Киреевский

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22. 03(3. 04). 1806, Москва — 11(23). 06. 1856, Петербург) — философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской се­мье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна, племянница В. А. Жуковс­кого, вышедшая после смерти отца в 1817 г. замуж за А. А. Елагина, одного из первых в Рос­сии знатоков философии Канта и Шеллинга. В литературном салоне А. П. Елагиной собира­лись почти все интеллектуальные силы тогдаш­ней Москвы. В 1823 г. К. поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где вместе с Кошелевым, основал "Общество любомудров", к-рое после восстания декабристов приняло ре­шение о самороспуске. Последующие несколько лет К. посвятил философским занятиям. Тогда же он начал публиковать свои первые литератур­но-критические статьи, обратившие на себя об­щее внимание (в частности, Пушкина). В 1830 г. К. побывал в Германии, где слушал лекции Геге­ля, с к-рым лично познакомился и к-рый насто­ятельно советовал ему продолжить системати­ческие занятия, обнаружив у своего рус. слуша­теля незаурядные способности к философии. В Берлине К. слушал также лекции Шлейермахера, а в Мюнхене — Шеллинга. Вернувшись в Рос­сию, он предпринял издание жури. "Европеец" (1832), запрещенного за помещенную в его пер­вом номере статью К. "Девятнадцатый век". Ни­колай I, прочитавший статью, усмотрел в ней закамуфлированное требование конституции для России. Запрещение "Европейца" было сильным ударом для К., замолчавшего после этого на десять с лишним лет. В 1840-х гг. К. предпринял попытку получить кафедру философии в Москов­ском ун-те, эта попытка не увенчалась успехом, т. к. тень неблагонадежности все еще лежала на нем. "Западнические" симпатии, весьма замет­ные в первом периоде его творчества, вскоре сменяются мистицизмом и славянофильством. К. сближается со старцами Оптиной пустыни, с к-рыми его связывала совместная литературная работа по изданию соч. отцов церкви. В 1852 г. славянофилы решили начать издание своего пе­чатного органа — "Московский сборник". К. опубликовал в нем свою ст. "О характере просве­щения Европы и о его отношении к просвещению России", но, как и 20 лет назад, статья была признана "неблагонадежной", а дальнейшие вы­пуски "Московского сборника" запрещены. Ст. К. "О необходимости и возможности новых на­чал для философии", опубликованная в 1856 г. в жури. "Русская беседа", оказалась посмертной. К., последние годы своей жизни работавший над курсом философии и надеявшийся, что в его лице Россия скажет "свое слово в философии", умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни. С внешней стороны литературную де­ятельность К. можно было бы считать неудачной, особенно если учесть, что официальные запреты всегда являются заметным препятствием для са­мореализации любой творческой личности. Тем не менее посмертная судьба его философского наследия оказалась на редкость счастливой. Ис­торики рус. философии, какого бы направления они ни придерживались, оценивают вклад К. в ее развитие как весьма весомый. Говорить о "систе­ме философии" К., несмотря на его несомненную философскую гениальность, приходится лишь ус­ловно. Зеньковский, выделяя у К. онтологию, гно­сеологию, эстетику, философию истории и даже социологию, оценивает его как "христианского философа" (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 27). Точнее говоря, К. не просто христианский, а православный, национальный рус. философ. Представление об оригинальности и глубине рус. православной культуры сложилось у К. не сразу. И его славянофильство можно считать реакцией на его же собственное первона­чальное "западничество". Противопоставление России и Европы осуществляется им на макро-и микроуровнях. На макроуровне речь идет о двух типах просвещения (или "образованно­сти", фактически же имеется в виду культура и цивилизация): если европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, то рус. просвеще­ние, полученное от Византии, по мнению К., основано на началах братства и смирения. На микроуровне односторонне рассудочному зап. че­ловеку противостоит человек рус. культуры, но­ситель целостного сознания. Сама эта целост­ность понимается К. как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни. По­этому россиянин является носителем соборного или, как предпочитает выражаться К., "общинно­го духа", в то время как зап. человек - носитель духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма. Недостаток осн. "методологического приема", к-рый использовали К. и др. славянофилы при сравнении России и Запада и к-рый обнаружил у них В. С. Соловьев, заключается в следующем:

фактические грехи Запада сравниваются не с рус. действительностью, а с идеалами Древней Руси, естественно, преимущество оказывается на сторо­не указанных идеалов. Главная заслуга К. в том, что им была сделана одна из первых попыток утвердить рус. философию на собственном фун­даменте, каким являлось православие как основа национального духа. Голос "тишайшего филосо­фа" почти не был услышан современниками. Зато семена, посеянные им, обильно взошли в систе­мах его позднейших последователей, к числу к-рых относятся почти все крупнейшие представи­тели рус. религиозного ренессанса<#whitespace />XX в.

С о ч .; Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911; Критика и эстетика. М., 1979; Избр. статьи. М., 1984; Киреевский И.В., Киреевский ПВ.. Полн. СОБР. соч.: В 4 т. Калуга, 2006; Разум на пути к истине. М., 2001; «Европеец». Журнал И.В. Киреевского. 1832. М., 1989.

Лит .: Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их, СПб., 1899: Лушинкоп А. Г. И. В. Киреевский. Казань, 1918; Гершензон М. О. Исторические запис­ки. М., 1910; Антонов К.М. Философия И.ВКиреевского. Антропологический аспект. М., 2006; Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Калуга. 2001; Каменский З.А.<#whitespace />Философия славянофилов. Иван Киреевский и А. Хомяков. СПб., 2003; Рожковский В.Б. Концепция «цельного духа» в философии И.В. Киреевского. Ростов на Дону. 2004; Рябий М.М. «Да чисто русская Россия пред нами явится видней». От любомудрия к славянофильству. М., 2007; Судаков А.К. Философия цельной жизни. Миросозерцание И.ВКиреевского. М., 2012; ChristoffP. К. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study of Ideas. Vol. 2. I. V. Kireevskij. The Hague-P., 1972; Gleason A. European and Moscovite. Ivan KireevsKy and the Origins of Slavophilism. Cambridge (Mass.), 1972.

В. В. Сапов


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Сапов В. В.