КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Анжелико, фра Беато

Анжелико, фра (фра Джованни да Фьезоле) (1395/1402—1455) — итальянский художник эпохи кватроченто. На исключительность его положения в итальянской живописи указывает само его прозвище angelico (ангельский), распространившееся уже в XV веке. Но художник в общем представлении еще и Beato (Блаженный). Последнее указывает в соответствии с традицией католической Церкви на определенный ранг святости. Между тем беатификация фра А. состоялась только в 1984 году. Такое упреждающее отношение к художнику связано как с его жизненным путем, так и характером живописного творчества. Между 1418 и 1421 гг. фра А. вступает в доминиканский монастырь обсервантов Сан-Доменико во Фьезоле, а в промежутке между 1427 и 1429 гг. становится священником. Пребывание в монастыре и священство не были для фра А. внешней обставленностью его пути художника. Напротив, он был монахом и священником во всех своих поступках и обыкновениях. Благочествие фра А., его монашеские добродетели никем из современников не ставились под сомнение. Самое же существенное состоит в том, что и живопись художника всегда была моментом его монашеского и пастырского служения. Но она не просто носит религиозный характер и сосредоточение всецело на темах сакрального ряда. В своих произведениях фра А. сумел сохранить самую тесную и неразрывную связь с иконописью, в то же время усвоив достижения художников раннего кватроченто. Они дают о себе знать в усложненной моделировке и свободном расположении фигур, усложненности композиции, появлении элементов перспективы, тенденции к индивидуализации образов и т. д. Как будто фра А. и выходит за пределы иконописи и остается в ее пределах, расширяя возможности иконописца. Произведения художника очень откровенно, хотя и не броско декоративно. В них особое впечатление производит сочетание золотого, алого и голубого цвета. В этом сочетании необыкновенная, как бы уже «неземная» чистота и ясность. Характерно, однако, что золотой цвет перестает быть традиционным для иконописи фоном изображений. Он вкраплен в них фрагментами, блестками, лучами, когда же золотым все-таки становится фон, как это имеет место в «Короновании Марии», созданный в 1434—1435 гг., теперь он не монолитен. Золото разливается лучами и потоками от Иисуса Христа и Богоматери. Это действительно «золотая благодать» преображенного и пребывающего в Боге мира. Иконопись ли перед нами в традиционном смысле слова или живопись, посвященную темам сакрального ряда уже не различить. В своих произведениях фра А. тяготеет к гармонической упорядоченности и благолепию, что не препятствует ему обращаться к сюжетам драматически напряженным или прямо посвященным свершившейся катастрофе. Таким, например, как «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» или «Распятие». Однако и здесь гармония и благолепие не исчезают. И не потому, что сохраняется некоторая благостность и умиление происходящим, как это может показаться. У фра А. другое — это молитвенная сосредоточенность художника, вольно или невольно передающаяся зрителю. Зритель не любуется происходящим, а проникается общим духом картины или фрески: совершающееся освящено высшим смыслом, он же предполагает разрешимость кризиса, катастрофы, самой смерти. Произведение фра А. можно уподобить фрагментам божественной Литургии, взятой в ее целом. В ней все устремлено к конечному — спасению и торжеству Царствия Небесного. Это целое никогда не отпускает художника. Отсюда праздничность всех его созданий. Не составляет исключения написанный фра А. в 1432—1433 гг. «Страшный Суд». На этой относительно небольшой картине, как и положено, изображен восседающий в окружении ангелов Иисус Христос. За ангелами следуют святые, после которых художник прописал блаженство праведников в преддверии Рая и мучение грешников на пороге Ада и в нем самом. Но что примечательно. В целом произведения безусловно доминирует райское начало. Ад отодвинут на задний план, в него скучно всматриваться в виду его монотонности и условности. Другое дело преддверие Рая. Этот относительно небольшой фрагмент картины так легок, светоносен, воздушен, так пронизан тихой радостью, как это только и можно себе представить в Раю. Конечно, никаких новых горизонтов в живописи фра А. не открывал, менее всего он новатор. Зато его синтез иконописи и живописи в чем-то драгоценней, важней всякого новаторства. Художник задержался на иконе и в результате сохранил от нее для живописи то, что легко было навсегда потерять.

Среди написанных фра А. или приписываемых ему 135 произведений можно выделить «Снятие с Креста» (1437—1440), «Коронование Марии» (1434), «Благовещение» (1430—1432 и 1432—1434), Триптих «Страшный Суд» (1433—1435).


Теги:  художники, живопись
Дисциплина:  Культурология
Авторы: 
Сапронов П. А.