КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Васнецов

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — художник, один из крупнейших представителей русской религиозной живописи

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — русский художник, с чьим творчеством связано возникновение русской религиозной живописи. В отличие от его предшественников — художников академистов и передвижников, для В. характерен свой поиск изобразительных средств, отличающих религиозную живопись от светской. Особенно примечательно то, что для художника оставался невнятен опыт русской и вообще православной иконописи. В своих произведениях В. воспроизводил живописные ходы в стиле «модерн», естественным образом тяготея к символизму. В частности, эта тенденция обнаруживается в васнецовских росписях собора св. Владимира в Киеве. Ими достигается эффект восприятия лиц и событий Св. Истории, вообще христианского сакрального ряда в их инаковости по отношению к человеческому миру. Между тем, создание произведений религиозной живописи В. происходит на путях, далеко уводящих его от Православия и христианства. Для В. значимым оказывается разведение естественного и посюстороннего со сверхъестественным и потусторонним без дальнейшего «различения духов». В результате создания В. тяготеют к мистицизму неопределенного свойства или к сказочности. Примером этому может служить триптих «Радость праведных о Господе» (1885—1896). Изображенные на нем праведники и ангелы пребывают в молитвенном предстоянии. Такими их, по крайней мере, старался изобразить художник. Однако признаки предстояния у праведников и ангелов чисто внешние. Они действительно соотнесены с чем-то поразительным, таинственным, не вмещающимся в человеческое восприятие. И все же потрясение, изображенное В., тяготеет к некоторому совпадению экстаза и завороженности. В нем нет и следа встречи с Богом. Скорее перед нами некоторое подобие радения, едва ли не одержимости. Иначе и быть не могло в виду полного пренебрежения В. иконописным каноном. Выходя за его пределы, художник оставался предоставленным самому себе, своей творческой фантазии. Она же тяготела к изобразительным ходам в духе времени и, в частности, набиравшему силы модерну. Отсюда же искусственная взвинченность росписей триптиха. В попытке ее преодоления В. вынужден фольклоризировать свои произведения, что в первую очередь дает о себе знать в центральной части триптиха «Радость праведных о Господе». Наглядно убеждает близость религиозной живописи В. к фольклорности и сказочности сопоставление его произведений сакрального ряда с тамими картинами как «Гамаюн, птица вещая». На ней изображен вполне сказочный персонаж. Но чем выражение лица этой женщины-птицы отличается от ликов васнецовских ангелов и святых. И в одном, и в другом случае те же черные уголья глаз, погруженных в неведомое, те же лица с тонкими, «одухотворенными» чертами лица, та же тревога от встречи с неведомым, передающаяся зрителю. Попыткой приблизиться к иконописному канону стало поясное изображение «Христос Вседержитель», помещенное в куполе Владимирского собора. И раскрытое Евангелие в левой руке Христа, и его поднятая в благословении правая рука действительно соответствуют идущему из Византии канону. Но в отличие от византийских икон, росписей лозами иконографического типа, которому следовал В., его изображение насквозь декоративно, с примесью глубокомысленной значительности неопределенного свойства. Итог же васнецовского изображения — образ Христа-эмблемы, значка, может быть, фантазия по поводу священного. Христос-Личность, Царь Небесный, Бог и вместе с тем человек, то, что так поразительно удавалось византийским мастерам, все это осталось недоступным русскому художнику.

Несомненно, в религиозной живописи В. сказался предшествующий опыт разработки фольклорных сюжетов. Картины на темы русских народных сказок и былин имели огромный успех, принесли художнику громкую славу. Но опора на них сделала его религиозную живопись по своему существу внецерковной, а ее религиозность неопределенной и неуловимой. Она стала религиозной живописью вне религии. В этом отношении поиски В. с тем же результатом были продолжены М. А. Врубелем и М. В. Нестеровым. Религиозные искания в живописи В. первоначально были встречены одобрительно и с восхищением. Им подражали другие живописцы на религиозные темы. Однако по мере того, как просвещенной публике открывалась русская икона, создания В. стали восприниматься все более критично. Художник так и остался в общем представлении творцом произведений в сказочно-былинном духе. Причем сказка и былина, по В., мало связаны с своей фольклорной основой, а значит с мифом как своим истоком и тем более со славянским язычеством. Религиозный опыт, вообще соотнесенность с сакральным рядом в любом его выражении всегда оставались глубоко чужды В.

 

 


Теги:  художники, живопись
Дисциплина:  Культурология
Авторы: 
Сапронов П. А.