КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Данте

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — художник, один из крупнейших представителей русской религиозной живописи

Данте Алигьери (1265—1321) — итальянский поэт и мыслитель. Автор стихотворений, трех трактатов («Пир», «О народном красноречии», «Монархия»), прозаического сочинения «Новая жизнь» и поэмы «Божественная комедия». Признанию и славе в качестве одного из крупнейших представителей западной культуры Д. всецело обязан «Божественной комедии». Эта поэма является великим произведением искусства и в то же время в ней отражена картина мироздания в его целом, как она представлялась ученому взгляду позднего Средневековья. «Божественная комедия» — это единственный в своем роде синтез поэзии, богословия и научных взглядов. В нем с блеском демонстрируется средневековая ученость, которая не подменяет собой поэзию, оставаясь в рамках поэтического творчества. Поразительная с современной точки зрения особенность «Божественной комедии» состоит в том, что в ней повествование обо всем мире обходится без прямого обращения к посюстороннему миру. Деление поэмы на разделы «Ад», «Чистилище», «Рай» наглядно об этом свидетельствует. Однако Д. выстраивает свою поэму так, что вся она проникнута свидетельствами земной жизни. Более того, они превалируют над описанием потустороннего мира. Такой взгляд становится внутренне оправданным благодаря тому, что пребывание в «Аду», «Чистилище» или «Рае» позволяет автору смотреть на временное sub spesie aeternetitas. Точка зрения вечности у Д. подводит итог земному пути того или иного персонажа, даже самая краткая встреча с ним раскрывает наиболее существенное в человеке, как его понимал создатель «Божественной комедии». Грандиозным дерзновением Д. стало то, что он решился сделать художественным произведением то, что до него относилось исключительно к ведению богословов или визионеров — авторов традиционных для Средних веков «Хождений». На этом пути для автора неизбежным стало расхождение с католическим вероучением, как бы он не стремился придерживаться его положений. Уже сам по себе факт распределения праведников и особенно грешников по соответствующим кругам Ада, Чистилища и Рая — наглядное свидетельство этому. Но Данте пошел и дальше — он многократно высказывает сочувствие и даже невольное восхищение некоторыми обитателями преисподней (Паоло и Франческо да Римини, Фаринато деи Уберти, Улиссом и др.). В этом случае милосердие Д. как будто не следует за милосердием Божиим, а противоречит ему и превосходит его. И это при том, что Д. очень далек от какого-либо несогласия с католической доктриной. Дело здесь в том, что его опыт художника и человека не совпадает с тем, чему учит католическая Церковь. В зазоре такого несовпадения открывается перспектива будущего Возрождения. Не случайно Д. традиционно числится среди его предтеч. Ренессансность великого итальянского поэта тем не менее обыкновенно преувеличивается. Главный аргумент против него — это живое ощущение грандиозности мирового целого, в гармонии которого человеческое дерзновение не предусмотрено. Оно может вызвать сочувствие Д., однако он все равно остается на позиции Божественного устроения и Провидения. Ренессансные гимны величию и достоинству человека никак не вписываются в дантовскую картину мира в качестве позитивной реальности. Созданная в начале XIV века «Божественная комедия» с ее обращенностью к потустороннему миру, казалось бы, обречена стать свидетельством давно ушедшей эпохи и вызывать к себе чисто познавательный и ученый интерес. Ничего такого не произошло, так как поэма рисует захватывающие картины живой и сегодня жизни. Даже, если эта жизнь во многом уже чужда современности, тому, кто берет на себя заботу преодолеть на самом деле легко преодолимые трудности, открывается мир стройный, гармоничный, обозримый во всем своем величии, а значит, и предполагающий соответствующее его достоинству или недостоинству место каждого человека в мире.

 

 


Теги:  Возрождение, литература и музыка
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Сапронов П. А.