КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Иванов А. И.

Иванов Александр Иванович (1806—1858) — русский художник, известный прежде всего своими произведениями на темы Св. Истории. Эти произведения,между тем, не дают оснований для того, чтобы отнести И. к числу представителей религиозной живописи. Они написаны в той же академической манере, в которой самим художником и другими академистами писались картины в жанре исторической живописи. Так первому полотну периода творческой зрелости И. «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1835) присуща обычная академическая сухость, натянутость и декларированность в сочетании с некоторой слащавостью. Образ Спасителя представлен по-античному величаво в сочетании с уже не античной красивостью. Мария Магдалина — это юная дева, сама чистота и невинность юного цветения. Художник передает взволнованность Марии и успокаивающий жест Христа. Далее осмысления И. двух образов не идет. Конечно, творчество художника ассоциируется с его картиной «Явление Христа народу» (1837—1857). Писалась она И. 20 лет, в известном смысле он стал художником одной картины. Однако упорные усилия И. выразить истину Христа и христианства остались тщетными. Привязка «Явления Христа народу» к определенному евангельскому эпизоду поверхностна и формальна. Тщательно прописанные на картине только что принявшие или готовые принять крещение иудеи при всем разнообразии их характеристик художественными средствами образуют общность людей, очень далекую от осознания своей причастности таинству. Скорее у И. изображены предстоящее или совершившееся купание. Возможно, в лечебно-гигиенических целях. Максимум, что можно сказать о собравшихся людях — это то, что они озабочены достаточно серьезным и важным делом. И ничего в общей ситуации не меняет величественная фигура Иоанна Крестителя. К чему-то он призывает собравшихся, видимо, обращает их внимание на приближающегося Христа. Но его патетика вызывает разве что праздное любопытство. В своем призыве Иоанн остается в одиночестве, кажется, не сознавая этого. В изображении И. Христа дает о себе знать Его инаковость и неотмирность. Однако это прежде всего неузнанный, идущий своим путем и не способный повести за собой странник. Такой Христос кто угодно, только не власть имеющий. В итоге И. изобразил чисто бытовую сцену, где к быту не причастны только два образа. Они не разрушают и даже не колеблют общего настроя собравшихся людей, остающихся в измерении чисто человеческих реалий, несколько осложняемом присутствием двух не вписывающихся в целое фигур. Обращение к большому количеству эскизов и этюдов, создававшихся И. при подготовке к написанию своего монументального полотна, лишний раз подтверждают, что художник при работе над картиной неизменно шел одним и тем же путем, состоявшим в стремлении выразить средствами академической живописи опыт христианства как художнику ему остававшийся чуждым. По-своему это подтверждает цикл акварелей «Библейские эскизы». Характерно, что И. относился к ним как подготовительным материалам к созданию фресок, которыми он мечтал расписать измышленный им храм искусства, он же храм человечества. Замысел его носил неопределенный характер, в нем сливались в одно целое обращенность к человеку с целью его нравственного возрождения и христианство, как его понимал художник. Его «Библейские эскизы» оставляют впечатление какой-то промежуточности и недовершенности, с одной стороны, И. пытается оторваться от академизма, выйти в собственно религиозное измерение жизни, с другой же стороны, выход заканчивается чем-то смертным, непроясненным и неуловимым в своем существе. Пишет свои акварели художник нарочито расплывчатыми и зыбкими. Как будто выводящими изображаемое в особое измерение. Но результатом поиска художника оказывается все тот же непреодоленный академизм. Как, например, в его акварельном эскизе «Преображение». Вся акварель занята исходящим от Христа фаворским светом. Сам Он и беседующие с Ним Илия и Моисей почти истаивают в свете. Но то, что можно в них разглядеть, по-прежнему классично и академично. Все те же величественные позы и жесты. Более плотно представленные апостолы окончательно губят акварель своими неестественными движениями и расположением фигур. В них дисгармония, очень далекая от того, чтобы передать душевное состояние апостолов. Они выбиты из колеи повседневной жизни и только. Ничего внятного взамен им не открывается. А это означает, что к христианству И. Пробиться так и не удается. Очень большой по своим задаткам и возможностям художник так и не обретает себя в качестве живописца на темы Св. Истории до самого конца своей жизни.


Теги:  художники, живопись
Дисциплина:  Культурология
Авторы: 
Сапронов П. А.