|
Персоналии Нестеров М. В.Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — художник, один из крупнейших представителей русской религиозной живописи. Начинал свой творческий путь в русле своих учителей — передвижников. Поворот в его творчестве начался в 1888—1889 гг. созданием картины «Пустынник» и уже к 1890 году обозначился во всей определенности в картине «Видение отроку Варфаломею», возможно, лучшем живописном произведении художника. Далее последовали такие известные произведения как «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892—1897), «Великий постриг» (1898), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899). Угроза исчерпания творческих возможностей как живописца на религиозные темы дает о себе знать в «Святой Руси» (1901—1905). Однако это не помешало Н. взяться за роспись Марфо-Мариинской обители милосердия и любви, основанной великой княжной Елизаветой Федоровной. Над росписями художник работал с 1910 по 1912 гг. Они были благосклонно приняты августейшей заказчицей, однако окончательно обозначили творческий кризис и неудачу Н. в качестве художника, разрабатывающего религиозные темы и сюжеты. Поэтому его обращение к портретной живописи после 1917 года можно рассматривать не только как шаг, отчасти вызванный внешними обстоятельствами, но еще и как поиски выхода из творческого тупика. В качестве представителя религиозной живописи Н. внес свой заметный вклад в русскую живопись в целом. Касательно же собственно религиозного момента в его творчестве отмечено в первую очередь должно быть соединение на полотнах художника русской и православно-христианской темы. Русское в них выражено прежде всего в видении Н. природы. Она у него «христианка». Так непритязательно и смиренно смотрятся изображаемые им ландшафты. Своим настроением они вторят настроению праведных и святых. Но точно так же праведники и святые чувствуют себя среди русской природы как свои среди своего, они разомкнуты друг другу. Нужно отметить, что более всего Н. удаются картины, где представлены не образы сакрального ряда, а русские люди, полные тихой созерцательности, совпадающей с христианским благочестием. В религиозной живописи у Н. доминируют образы, женские, девические, юношеские в их малой различенности с девическим. В них задумчивость, погруженность в себя, томление, тоска по запредельному, мирам иным. Благочестие ли это? Смирение, целомудрие, чистота — несомненно. Далее художнику и зрителю не заглянуть. Когда же художник обращается к образам Иисуса Христа или святых его подстерегает большая или меньшая творческая неудача. Так, если в «Видении отроку Варфаломею» проникновенно представлена обращенность будущего св. Сергия к Богу, ожидание встречи с Ним, то монументальность «Святой Руси» натянута и декларативна. Главное же в том, как представлен Иисус Христос и пришедшие к Нему люди. Никакой встречи между ними не происходит. Христа со святыми и его паства как будто разделяет невидимая стена. О росписи же Марфо-Мариинской обители остается сказать, что в ней особенно неуместны завороженно-мечтательные образы тех, кто всецело погружен в себя даже тогда, когда Бог рядом. Конечно, здесь перед нами не опыт художника-христианина и христианства, а того, кто ищет недоступное вне живого опыта церковной жизни, которым Н. не обладал. Выход за пределы христианской темы у Н. предчувствуется в картине «Философ». Она ничего общего не имеет с той холодной бодростью и жестким динамизмом, которые так характерны для нестеровских портретов советского периода. В «Философах» представлены два очень заметных представителя русской религиозно-философской мысли — С. Н. Булгаков и о. П. Флоренский. Они медленно и задумчиво движутся на фоне обычной у Н. природы — «христианки». Но на Б. и Ф. художник смотрит отстраненно иронически, несмотря на то, что между русской религиозной философией и религиозной живописью Н. несомненны типологические сходство и сродство.
Теги: художники, живопись Дисциплина: Культурология Авторы: Сапронов П. А. |