КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Понтормо

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — художник, один из крупнейших представителей русской религиозной живописи

Понтормо (Джакопо Карручи) (1494—1557) — итальянский художник, один из крупнейших представителей маньеризма. Несомненно в высшей степени присущее ему мастерство в построении композиции, изображении фигур в сложных и изощренных ракурсах, цветовых решениях отодвигает его на задний план в виду непривычности, странности, тревожащей неестественности художественного мира. П. Они дают о себе знать уже в ранних работах художника. Так, в картине «Евангелист Иоанн и архангел Михаил» (1519) поражает сочетание эффектно прописанной фигуры евангелиста с ее стройными пропорциями с искаженным мукой вопрошания старческим лицом. Написанная в 1522—1524 гг. картина «Святое семейство с Иоанном Крестителем» — это уже целый мир, почти пугающий своей смещенностью, таким выходом за пределы узнаваемо человеческого, что становится неясной и неуловимой его действительная природа. Богоматерь в «Святом семействе» — женщина с классически правильными чертами лица и все-таки в нем сквозит отрешенность и завороженность, в которых можно заподозрить намек на безумие. Но главная беда картины — младенец Христос. Игриво изогнувшись с блуждающей улыбкой он смотрит на зрителя и видит только свое, зрителю чуждое, недоступное и навсегда непрояснимое. Фигуры же Иосифа и Иоанна на заднем плане, выступающие из темного фона, несут в себе нечто едва ли не демоническое. Такое же тягостное впечатление производит пантормовское «Положение во гроб» (1525/26—1528). Оно представляет собой сложную многофигурную композицию, которая сама по себе свидетельствует о масштабности художественного дарования П. То же самое можно сказать о моделировке фигур и колорите картин. Последний, однако, сбивает с толку своим тяготением к цветам и оттенкам самим по себе изысканным и нежным, но в сочетании порождающим мир взвинченный и неправдоподобный, переутонченный и болезненный в своей переутонченности. Разумеется, все лица, изображенные на картине, сомнабулически завороженные. Каждое из них грезит о своем, наверное, оно у всех одно, хотя и не единит их, каждого оставляя в растерянности. Никакого единения в Христе не происходит. Единит собравшихся возле креста свершившееся событие. Единит в растерянности и ожидании грядущего. Участник ли в нем Иисус Христос, грядет ли Воскресение? На этот счет «молчит вопрошаемая бездна». Вся странность и противоестественность картин: изображений, образов, ракурсов, колорита картин П. так или иначе является следствием слабеющих и рвущихся в творчестве художников итальянского Возрождения связей с Богом и божественным миром. Они отходят на задний план, очеловечиваются, стилизуются Как маньерист П. стремится вернуть утраченное за счет сближения божественного как сверхъестественного с неестественным, а в пределе и с противоестественным. В его картинах, где воспроизводятся сюжеты и лица сакрального ряда, попытка их сакрализации ведет к созданию мира действительно необычного, непривычного, оторванного от человеческого мира. Возникает ощущение дистанции между двумя мирами. В результате, однако, Бог и божественный мир на картине П. не возвращаются. Сверхъестественное как таковое и тем более тяготеющее к противоестественному у художника оказывается таковым, что в нем сакральное и демоническое, проникновенно-одухотворенное и шутовское, величественное и нелепое обнаруживают близость друг к другу. Поиски П. от этого не лишены глубины и серьезности. Его творческая и человеческая неудача — это неудача и тупик большого художника в виду того, что он не искал легких и проторенных путей.

 

 


Теги:  Возрождение, художники, живопись
Дисциплина:  Культурология
Авторы: 
Сапронов П. А.