КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Филонов П. Н.

Филонов Павел Николаевич (1882—1941) — русский художник, один из крупнейших представителей авангарда

Филонов Павел Николаевич (1882—1941) — русский художник, один из крупнейших представителей авангарда. Его творчество развивалось в направлении беспредметности, отсюда близость Ф. к абстракционизму. Претендовал на самобытность своего творчества, противопоставляя его поискам кубизма как тяготеющего к оргиницизму и преодолевающих кубистов геометризм. В своей живописи Ф. стремился выразить незримое, в частности, за счет преодоления односторонности и фрагментарности обычного взгляда на предметную реальность. Художнику никогда не были близки религиозные искания и религиозная живопись. Тем примечательней, что безрелигиозность, а в советский период еще и атеизм не помешали художнику создать мир, не вмещающийся в представление о его естественности и доступности человеческому познанию. Своей живописью Ф. выразил реальность, всю пронизанную мифом и архаическими формами религиозности. Она служит наглядным и убеждающим свидетельством того, что для действительно крупного художника невозможно полное отречение от опыта христианства без погружения в архаику и миф. Эта тенденция со всей очевидностью проявилась уже в ранний период творчества художника. Так, для него характерна еще до всякого абстракционизма чуждость разделения мира на верх и низ, небо и землю. Миф, по Ф. — это некоторое нутро, с неотрывными от него сумеречностью и теснотой. Здесь дает о себе знать древняя языческая интуиция, согласно которой нутряное есть первобытие и первосущественность всего и вся. Оно сродни дорожденности и сну, в которых и можно обнаружить последнюю истину изображаемой реальности. Примером сказанному может служить написанная в 1910 году картина «Головы». На ней слегка высветленную детскую голову со всех сторон окружают более или менее проступающие из темноты головы, которые можно принять за таинственное, тревожное или зловещее сновидение ребенка. Вопрос только, сновидение ли это или реальность в ее подлинности? Уже откровенно, в том числе и сюжетно мифологичен филоновский «Пир королей» (1913). Здесь в окружении все той же тьмы вокруг стола восседают человекообразные существа. Люди ли это, божества, демоны? На этот счет окончательной определенности нет. Как минимум, очевидно, что это пир царственных особ. Пир же неисследимо древний образ внутрибожественной жизни. Короли к нему принадлежат. Только божественность их хтоническая. Они божества всего сущего, произрастающего из их нутра-обиталища. Близка по духу «Пиру королей» картина «Коровницы» (1914). Дополнительный момент, присутствующий в ней — это образы домашних животных и птиц. Своим присутствием они проясняют существо мироздания согласно Филонову. В нем как минимум лошади и коровы одноприродны и однопорядковы с людьми. Морды животных и физиономии двух коровниц одинаково вытянуты, с одним и тем же задумчиво завороженным взглядом. Кажется, и теперь Ф. предъявляет зрителю первосущество, тех, кто находится в основании или сердцевине всего сущего. Причем похоже, что первенствуют в этом мире животные. Они кормильцы всему остальному миру питомцев. От них исходит и ими удерживается жизнь. Прямо отсылает к сакральной реальности «Крестьянская семья» («Святое семейство») (1914). Как это и положено картинам такого рода, крестьяне на ней — это Иосиф, Мария и младенец Христос. Впрочем, это обстоятельство ничуть не приближает полотно Ф. к христианству. Оно всецело языческое и пронизано мифом. От мифа в ней однородность, как и положено мифу всего сущего. Здесь нет неживой, растительной, животной, человеческой природы в привычном для нас смысле, а есть исключительно живые и занятые собой существа, не исключая цветов и деревьев. Особенно примечателен изогнувшийся в левом углу петух. В его изгибе что-то особенное, от свободы и даже изящества. Петух с его изумительно красивым хвостом, великолепными лапами со шпорами, алым гребнем и все тем же у Ф. взглядом — это прямо-таки божество, довлеющее себе, как это и положено божеству. В мире, выстроенном таким образом, святое семейство только его часть значимая, но не как средоточие мира. Оно не столько освящает собой этот мир, сколько освящается им. Он обстоит Иосифа, Марию и младенца, принимает их и вбирает в себя. Есть и встречное движение со стороны святого семейства и прежде всего его главы. Оно выражено воздетыми руками Иосифа. Он, как жрец, ответно взывает к миру и мир внемлет ему и всему семейству. Послереволюционный период в творчестве Ф. как будто впрямую не связан с мифом и архаикой. Это мир как будто заново собираемый из разбитого вдребезги, некогда грандиозного и прекрасного целого. Мир беспредметный и без-образный. Из его осколков, может быть, и образуются композиции, не чуждые своеобразной логики и гармонии. Может быть даже он создает впечатление уходящей в бесконечность глубины. Но он неуловим в своей определенности даже на самом минимуме. Картины такого рода Ф. мог называть «Цветами мирового расцвета» (1913), «Победой над вечностью» (1920—1921), «Формулой весны». Эти названия все равно оставались этикетками, приклеенными к полотнам неопределенным и неуловимым. Несколько иная линия проводится в картинах Ф., где каким-то образом просматривается человеческий образ такой как «Голова» (1925), «Две головы» (1925), «Человек в мире» (1925), «Живая Голова» (1927). Объединяет эти картины восприятие художником лица как собирательного или, напротив, распадающегося на части целого. Лицо, по Ф., есть целый многосоставный мир, космос, вбирающий в себя бесчисленные микрокосмы. В этом отношении оно может быть уподоблено Мировой Душе или Софии русской религиозно-философской мысли. Но гораздо точнее будут параллели между головами Ф. и соответствующими их изображениями в глубоко архаических культурах. Им голову было никак не собрать в лицо, очень часто поэтому то,чему должно быть лицом, приобретало ландшафтный характер. Но это происходило в культурах, которым глубоко чуждой оставалась личностное измерение человека. К нему им было не пробиться. Ф., напротив, личность редуцировал и элиминировал до полного ее исчезновения в предположении, что ему откроются некоторые более глубокие и существенные слои и измерения бытия.


Теги:  художники, живопись
Дисциплина:  Культурология
Авторы: 
Сапронов П. А.