|
Персоналии АнаксагорАНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428) в своем прозаическом сочинении (которое стандартно именуется «О природе») объяснил происхождение многообразного мира качественных различий тем, что выделил в нем два начала - действующее и претерпевающее. Последним является смесь семян сущего - т.н. «подобочастных» (греч «гомеомерий» - термин, который введен Аристотелем для объяснения учения Агаксагора). Подобочастные именуются так потому, что в каждой их части путем деления можно найти вообще все качества, присущие космосу. Все это объясняет превращение одного вещества в другое, рост из земли растений и т.д. Однако ничего не могло бы возникнуть без Ума (греч. «нус») - совершенно бестелесного и ни с чем не смешанного (то есть ничему не подобного) начала, который в некоторый момент придал толчок смеси подобочастных семян, после чего остался пребывать в своем чистом и покоящемся состоянии. Космическое движение, традиционно понимаемое Анаксагором как некая центрифуга, привело к разделению качеств и возникновению видового разнообразия существующих вещей. За стремление объяснить все исходя исключительно из физических законов Анаксагора обвиняли в безбожии, однако нужно иметь в виду, что этот мыслитель, как и элеаты, отрицал то, что ощущения способны свидетельствовать об истине, а в «доисторическом» первотолчке, совершенным Умом видел истоки разумной структуры космоса. Именно учение элеатов об истинном, основанном на умопостижении, пути познания сущего, представление о единстве бытия и мышления, а так же убеждение Ангаксагора (очевидно испытавшего влияние элеатской проблематики) о разумности как целесообразности (телеологичности) всех процессов в мироздании (имеющих начало и завершение в идеальной, внешней к телесной реальности причине) заложили один из важнейших «трендов» будущей античной и европейской метафизики. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |