КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Анаксимандр

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

АНАКСИМАНДР Милетский (610-545 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, принадлежавший к милетской школе, ученик Фалеса. Написал книгу (вероятно под названием "О природе" — если таковое название не является своего рода штампом, при помощи которого Аристотель и его ученики обозначали предмет сочинений ранних греческих философов), явившуюся первым образцом греческой прозы (по крайне мере научной). Общее внимание к этой книге, возможно, привлек Аристотель, уделивший Анаксимандру определенное место в своих сочинениях. Согласно Аристотелю и перипатетической традиции в качестве первоначала Анаксимандр избрал беспредельное тело (беспредельное по протяженности и неопределенное по качествам), охватывающее все сущее. Ряд косвенных свидетельств позволяет увидеть родство этой концепции и иранской идеи Зрвана Акарны ("Беспредельного Времени"), бога небес, внутри которого все возникает и гибнет благодаря взаимодействию противоположных начал. В качестве последних Анаксимандр берет физическую оппозицию теплого и холодного. Присущее первотелу (беспредельному=apeiron) движение выделяет эти противоположности, порождающие все вещи. Противостояние "вещей" началу означает нарушение мировой гармонии, справедливости, восстановлением которой становится возвращение вещей в беспредельное тело (то есть прекращение их самостоятельного бытия).

Другие варианты трактовки первоначала Анаксимандра, так же принадлежащие Аристотелю, заключаются в представлении об архе как смеси всех стихий, или чего-то среднего между воздухом и водой.

Подобно Фалесу Анаксимандр занимался астрономическими и географическими исследованиями. Возможно именно с этим связано утверждение, что он установил в Лакедемоне гномон и соорудил солнечные часы. Согласно космографии Анаксимандра земля, подобная цилиндру, занимает центральное место в мироздании, окруженная небесными светилами, каждое из которых является огнем, охваченным влажным воздухом (наподобие трубок).


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.