|
Персоналии Антиох из АскалонаАНТИОХ из Аскалона (первая половина I в.до н.э.) — глава Академии, младший современник и преемник Филона из Лариссы. Оказал значительное влияние на Цицерона. От Антиоха по-настоящему начинается история эклектического платонизма. Во-первых, в вопросах познания, Антиох обратил пристальное внимание на стоическую идею постигающего представления, стремясь доказать, что ограниченность нашего познания, возможно изначально прирожденная нам, тем не менее основывается на наличии парадигматического познания, то есть истинного. Сам факт познания (не говоря уже о наличии практики) свидетельствует о том, что истина есть и она достижима. Очевидность познания ставится Антиохом в один ряд с очевидностью вещей (см. Филон из Лариссы). Следовательно различия в познавательных оценках вызваны особыми способами постижения и выражения истины, которая имманентно присутствует в каждом из них. Судя по Сексту Эмпирику, Антиох считал, что ведущие философские школы (а именно: Академия, Стоя и Ликей) едины в своем теоретическом основании. Именно его он и «реконструировал» в своем учении. На первое место здесь выходило общеэллинистичекое стремление свести сущее к наглядно-телесной действительности. Определение бытия как способности действия и претерпевания разворачивается у Антиоха в идею двух начал, взаимодействие которых создает все телесно сущее — активного и пассивного (что необычайно сближает Антиоха со стоиками). Активное выражено как стихии огня и воздуха, пассивное — воды и земли. Материя есть абстрактное, потенциальное начало, бескачественный субстрат, принимающий любые качества (смесь «Тимея» и аристотелизма). Ум-демиург «Тимея» и «Филеба» трактуется через стоическое представление о Начале как Божестве, соединяющем в себе духовную разумность и, одновременно, функции правящего миром Провидения. Соответственно и этические идеи Антиоха ближе к стоикам и Аристотелю, чем к Платону. После I в.до н.э. платонизм престает быть столь откровенно «натурфилософствующим», как это было в случае Антиоха, однако сохраняет эклектические тенденции вплоть до времен Плотина и Ямвлиха. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |