|
Персоналии АристотельАРИСТОТЕЛЬ (384-322), древнегреческий философ. Родился в Стагирах (город на побережье Македонии), с 17 лет - в Академии, которую покинул за год до смерти Платона. При этом расхождения в философских взглядах с учителем начались уже в годы пребывания Аристотеля в Академии. Начиная с 344 г. до н.э. Аристотель живет в Македонии, являясь одним из воспитателей царевича Александра, будущего Александра Великого. После 338 г. до н.э. он возвращается в Афины, где, благодаря македонской поддержке создает собственную школу (Ликей). Лишь в последний год своей жизни, уже после кончины Александра Великого, он был вынужден бежать из Афин в связи с выдвинутыми против него обвинениями в религиозном нечестии. Аристотель - автор многочисленных сочинений, охватывавших все основные области знания, разрабатывавшиеся в его школе. Он является создателем формальной логики, включающей учения о понятии, суждении, умозаключении (силлогизме), категории («наиболее общем роде сказывания»). Сочинения на эту тему составляют обширный свод, известный под названием «Органон». Это название подчеркивает инструментальный и методический характер логики, который она имеет в отношении к другим наукам. Аристотелевская система наук предполагает их деление на теоретические (первая философия или теология, математика, физика), практические (этика и политика) и поэтические (поэтика и риторика). Всем этим разделам посвящены либо отдельные сочинения Стагирита («Этика», «Политика», «Риторика» и т.д.), либо же компендиумы его лекций и отдельных трактатов, разобранных и изданных в I в. до н.э. учеными Тираннионом и Андроником («Физика», «Метафизика»). В целом Аристотеля можно охарактеризовать как первого представителя самой настоящей «учености» в эллинском мире, а многочисленные отступления в его текстах, связанные с изложением предшественников, показывают, что у него имелись собственные историко-философские представления. Учение Аристотеля базируется на необходимости сведения нашего опытного данного к очевидным и непротиворечивым причинам и началам. Критикуя платоновскую теорию идей и раннеакадемический априоризм, он утверждает, что в основании познания лежит опыт, который свидетельствует о том, что сущее характеризуется множественностью и изменчивостью. Далее неделимые с точки зрения своей природы и нашего познания элементы мироздания Аристотель называет «сущностями» (греч. «усия»). «Сущность» - и есть, по его мнению, то, что налично в действительности. В его логике это - первая категория, в онтологии - единичный предмет, обладающий реальным и «отдельным» существованием, в теории познания - идея (сущность «во вторичном смысле»), которая мыслится отдельно от вещей и других идей, но не обладает реальным (то есть материальным) существованием. Единичные вещи изменяются и движутся, в связи с этим для Аристотеля важнейшим становится понятие природы - как начала и причины того бытия, что им присуще. Присущая вещам природа может быть прояснена благодаря аристотелевскому учению о причинах. В наиболее фундаментальной своей формулировка оно выглядит следующим образом. Первая причина вещи - ее «форма», то есть то, чем она является в реальности (т.е. в истине). Форма указывает нам на бытие предмета в модусе действительности и потому она выражается через определение (напр. «человек есть политическое животное»). Вторая - ее материя, то есть «то, из чего» данный предмет. У Аристотеля имеется учение о «первой» материи, абстрактной возможности всего существующего в качестве единичных вещей. Однако материя отдельной вещи всегда конкретна и является материалом, из которого та произведена (как брусок металла для меча). Материя - потенциальная сторона «сущности»: созданная из конкретного материала статуя может быть переплавлена и превращена в предмет кухонной утвари. Третья причина - «созидательная». Аристотель разделяет все существующее на «по природе» (возникшее естественным образом - растения, животные, природные явления) и «по искусству» (возникшие благодаря деятельности человека). В первом случае творческая причина - природа и «родители» данного предмета. В случае искусственной вещи - замысел его создателя. Наконец, четвертая причина - «то, ради чего». Согласно Аристотелю, все существует ради какого-либо конкретного блага (Стагирит не признает единую идею блага Платона), связанного с природой данного объекта. Так, благом для обучающегося является получение знания, а для повозки - быть удобным средством передвижения. Так как все сущности «в первичном смысле» изменчивы (а движение/изменение является переходом возможного в действительное), то Аристотель вводит понятие «энтелехии» - своего рода силы, которая и совершает это осуществление действительного. Так, душа определяется им как «первая энтелехия» тела, способного к жизни. Это понятие прямо соотносится в 1, 3 и 4 причинами, о которых шла речь выше. Такое определение души демонстрирует, что Аристотель отказывается от пифагорейского тезиса о теле как ее темнице. Человек - целостное существо, а не сочетание смертного вместилища и бессмертной «начинки». Существет три вида души - растительная, животная и разумная, отвечающая за разные способности живых существ: питания, роста, движения, размножения, наконец, разумения. Познание осуществляется благодаря оформлению чувственных восприятий в представления, которые, в свою очередь, оцениваются разумом. Внутри разумной души Аристотель видит две стороны: «претерпевающую», выступающую как бы чистой восковой табличкой для фиксации опыта, знания и напрямую связанную с нашей памятью о себе. Другая сторона - ум действующий: тот самый, который и выносит суждения. В отличие от претерпевающего, он «не делит время», то есть он универсален и сверхиндивидуален. По предположению перипатетиков (последователей Аристотеля) Поздней Античности, этот ум имеет божественную природу. Как и Платон, Аристотель рассматривал человека как общественное существо, пребывание которого в государственном общении естественно. Нравственность базируется на общем стремлении всех к благу, обеспечить достижение которого могут добродетели, выступающие, согласно Аристотелю, «золотыми серединами» между избытком или недостатком каких-то качеств (так, для мужества избыток - безрассудная храбрость, недостаток - трусость). Воспитание добродетельного нрава, по мнению Аристотеля, возможно путем упражнения и вырабатывания соответственных добродетели навыков. При этом многообразие душевных складов людей требует особого подхода к каждому из них. Аристотель отрицает элитаризм учения Платона о сословиях мудрецов и стражей. Однако он вполне разделяет «шовинистические» представления о превосходстве эллинов над варварами, которые могут быть только подвластными (в отличие от эллинов они не способны управлять собой и требуют внешнего владыку). В сфере политики Аристотель восхваляет срединную форму государственного устройства, позволяющего избегать крайностей как демократии, так и олигархии. Высшим элементом учения Аристотеля является его теология. Поскольку миру по природе присуще движение, не имеющее начала (что Аристотель доказывает в XII книге «Метафизики»), возникает вопрос о его причине. Причина сама двигаться не может, так как в этом случае она в одно и то же время находилась бы в модусах возможности и действительности, что противоречит принципу запрета противоречия. Следовательно, всеобщей причиной движения может быть лишь то, что покоиться. Но только покоящийся предмет стремления может вызвать движение. Это рассуждение приводит Аристотеля к выводу, что таковой предмет стремления - наилучшее, самое совершенное, а, значит, и божественное: божественный ум, мыслящий сам себя. Он обладает свойствами неделимости, неизменности, вечности и простоты, что очень напоминает рассуждения Парменида из «пути Истины». Ум-Перводвижитель является так же «формой форм»: его неизменность обусловлена тем, что в нем отсутствует материя. Это ум приводит все в движение «подобно объекту любви». В нем нет никаких личностных черт, и Аристотель нигде не рассуждает о нем, так, как это будут делать христианские богословы. Тем не менее логика аристотелевской «теологии» окажется востребована в средневековой мысли. За исключением ближайшего последователя Аристотеля, Теофраста, учение последователей Аристотеля нам известно не слишком хорошо. Тем не менее перипатетики стали теми культуртрегерами, чья деятельность привела к формированию научных и образовательных институций эпохи эллинизма (например, Библиотеки и Мусейона в Александрии). Они же создали большое количество доксографических работ. Однако в сфере «первой философии» они, по-видимому, отошли от теологических представлений Стагирита об абсолютной цели - причине мира. Только публикация аристотелевских трактатов в I в. до н.э. возродила интерес к его метафизике. Светлов Р.В. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |