|
Персоналии Гермес ТрисмегистГЕРМЕС ТРИСМЕИСТ - центральная фигура герметических трактатов и античного герметизм в целом. В большинстве трактатов он выступает пророком, главой пророческой общины, участиками которой являются так же персонажи, имеющие божественные имена - Асклепий, Тат, Аммон, Исида, Гор, Камефис, Имуфес. В трактате «Дева или око мира» Гермесу уделяется божественный статус. Генезис образа Гермеса имеет длительную историю: начальным его моментом является знаменитая «греческая интерпретация» (interpretatio graeca), позволявшая достаточно свободно отождествлять египетские и греческие божественные фигуры. Скорее всего этот процесс начался еще в VI в. до н.э., а его значительные результаты видны уже «Египетском логосе» Геродота. Для Платона Тот («Тевт») - один из легендарных египетских мудрецов, открывших искусство счета, математических наук, а так же письма. Отождествление с ним Гермеса можно объяснить не особой «аркадской» версией космогенезиса (Гермес появляется на свет в пещере горы Киллена на Пелопоннесе), а скорее частичной близостью их функций. Оба выступают вестниками богов, причем Гермес является еще и Психопомпом, уводящим души на тот свет, в место забвения, сам же никогда не теряет памяти о себе. В период эллинизма, когда формировался греко-египетский религиозный синкретизм, в греческой среде появляются предания о «египетском» Гермесе. Согласно трактату Цицерона «О природе богов», среди пяти разных Гермесов, известных по греческим преданиям имеется некий Гермес сын Нила, а так же тот Гермес, который убил Аргуса и, бежав в Египет, сообщил жителям Нильской долины письменность и законы. Нет никаких сомнений, что на формирование образа Гермеса-культуртрегера в большей степени повлияли не греческие сказания о нем, но египетские представления о Тоте (именно поэтому не Тот прибывает в Грецию, а Гермес в Египет). Эпитет «Триждывеличайший» очевидно указывает на сокровенное знание, которым обладает этот персонаж. В качестве параллели можно указать на Луция, персонажа романа Апулея «Метаморфозы», который трижды совершал посвящения в мистерии Исиды (хотя и не стал пророком). Начиная с эпохи эллинизма Гермес становится одним из персонажей, который активно упоминается при магических операциях. С ним, видимо, связывали и традиционную египетскую мудрость, и «книги Гермеса», упоминавшиеся Климентов Александрийским, можно расценивать как рассказ именно о египетских сочинениях. И языческие авторы (Ямвлих Халкидский, Аммиан Марцеллин), и христианские (Лактанций, Августин, Кирилл Александрпйский, Михаил Пселл) считают Гермеса Трисмегиста древнейшим пророком, жившим раньше Пифагора, но после Моисея. Поскольку в герметическом трактате можно обнаружить ряд высказываний о едином Боге, они использовались христианскими авторами для подтверждения того, что Гермес был причастен божественному Логосу (наиболее критичен по отношению к Гермесу Августин). Вероятно, включение Гермеса Трисмегиста в число пророков о грядущем христианстве было связано с тем, что они хотел как бы расширить «пророческую базу», легитимирующую приход Христа. Среди ветхозаветных пророков, Вергилия и, в определенной степени, греческой философии Гермес смотрелся достаточно органично. К тому же о том, что и Египет, древнейшая цивилизация, так же не была лишена предзнания о Логосе. В трактатах «Герметического корпуса» рассуждения Гермеса имеют характер то откровений и пророчеств, то увещевающих рассуждений, где отсылку к традиции и божественному гносису сменяют апелляции к опыту, здравому смыслу и разуму. Содержание учений Гермеса (см. ГЕРМЕТИЗМ) опирается на некоторые египетские концепты, а так же на целый ряд «общих мест» из античных философских традиций - платонической, аристотелевской, стоической - и античной же космологии. Однако так же несомненно влияние иудейских, христианских и гностических воззрений - как минимум на общий тон и отдельные религиозно-метафизические концепты в сочинения «Герметического корпуса». До начала Нового Времени Гермеса Трисмегиста считали реальной исторической личностью, и лишь Исаак де Казобон поставил под сомнение как христианский характер его учения, так и историчность самого эта персонажа. Тем не менее можно высказать предположение о том, что Гермес и подобные имена (Асклепий, Тат, Аммон) могли носить члены гипотетических герметических общин, а «Трисмегист» могло быть «титулом» наиболее авторитетного пророка. Р.В. Светлов. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |