КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Зороастр

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

ЗОРОАСТР — древнеиранский пророк, живший, судя по характеру языка древнейших частей Авесты, а так же по данным античных авторов в VIII-VII вв. до н.э. Основатель зороастризма, одной из дренейших религий откровения.

Учение Зороастра может реконструироваться из "Гат", древнейших гимнов, входящих в канон Авесты. Получив откровение (в то время, когда он собирался набрать чистых вод для жертвоприношения), Зороастр начинает проповедь, которая, вероятно, не имела характера радикального дуализма, который обычно приписывается зороастрийцам.

Пророк призывал к сохранению праведности, как в жизни обычных людей, так и в жизни царей. Он идеализировал жизнь земледельческой общины, в противоположность быту кочевников; выступал против кровавых жертвоприношений, грабежа, убийств, захватнических войн. Праведность означала также поклонение истинным богам, своим богам, которые олицетворяют космический порядок, истину и справедливость, которые позволяют приумножиться "людям и домашнему скоту".

Зороастр противопоставлял Ахура-Мазду (Господа Мудрости), описание которого в "Гатах" позволяет увидеть, как формируется монотеистическое сознание (в гимнах, обращенных к нему Мазда фактически выступает и единым и единственным божеством). Дух Правдености Ахура-Мазды является символом его власти в обоих мирах — телесном и духовном. Только правденые, следующие тропой Мазды, могут проникнуть в духовное измерение и достичь спасения. Их молитвы поддерживают существование, удачу, благочестие иранцев.

Однако в мире есть силы, которые борются против праведности. Это дэвы, возглавляемые демоном лжи Друджем (позже — Ахриманом). Они направляют против избравших Мазду иранцев природные катаклизмы, племена кочевников, они соблазняют иранских правителей. Все это чуждое начало Зороастр призывает отвергнуть, одолеть — как в самих себе, так и вовне — силой благого помысла и справедливого оружия.

Видимо уже во времена Зороастра сформировалось представление о мессианской династии царей-спасителей (Саошьянты), которые во врем мире устранят несправедливость и воплотят во всем божестванный порядок (Арта).

Фигура Зороастра почиталась не только в Иране и среди парсов, но и в античном мире. Мы можем обнаружить следы влияния его проповеди в тексте поэмы "О природе" Парменида, в учениях пифагорейцев и Платона. В эпоху Поздней Античности Зороастр стал почитаться как один из величайших пророков "варваров" его имя (в искаженных транскрипциях) встречается в гностических текстах. В эпоху Возродждения Зороастра так же считали носителем особого, эзотерического знания, ставя в один ряд с Пифагором, Платоном и Гермесом Трисмегистом.

Именно как проповедник глубинной, жизненной мудрости, скрытой от большинства людей из-за их малодушия и неведения выступил Зороастр (Заратуштра) в счоинениях Ницше. Несмотря на принципиальное несходство проповеди исторического Зороастра и ницшевского Заратуштры в последнем прекрасно выписаны черты подлинного проповедника, уставшего от мира, и, в то же время, устремленного к нему, ведомого внутренней харизмой, проповедника, слово которого для большинства — безумие или соблазн.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Светлов Р. В.