КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ксенофан из Колофона

Ксенофан из Колофона (Ξενοφάνης ο Κολοφώνιος, ок

Ксенофан из Колофона (Ξενοφάνης ο Κολοφώνιος, ок. 570- ок. 480 до н.э.), - древнегреческий поэт и мудрец, считающийся предтечей Элейской школы. Известен как странствующий поэт и моралист, значительную часть жизни провел в Великой Греции и на Сицилии. Вероятно, что целый ряд фрагментов поэтического наследия Ксенофана и свидетельств о его философских воззрениях связаны с созданием города Элеи, которое Ксенофан прославлял в поэме «Выселение в Элею» (если таковая в действительности была создана). Ксенофан принадлежит к числу резких критиков эпических поэтов (чему посвящены были его «Силлы», поэтические сатиры) - прежде всего за противоречащий духу становящегося полиса героический нрав, проповедуемый Гомером, а так же за антропоморфность (моральную и «физическую») богов в описании их Гомером и Гесиодом. Именно с этим связан широко известный «теологический скептицизм» Ксенофана. Отрицая традиционную мифологию, ритуалы связанные со смертью или рождением богов, Ксенофан противопоставляет им здравый интеллект, который ценит выше, чем силу, утверждая, что «стократ лучше силы мужей или коней наша мудрость» (Athenaeus. Deipnosophist. X, 414). Религиозный скептицизм Ксенофана подчеркивал Плутарх, вкладывая в его уста утверждение, что не родился еще тот, кто постиг бы природу богов. Впрочем, есть свидетельства и об определенном «историческом оптимизме» Ксенофана. По его мнению «боги не с самого начала открыли людям все вещи, но люди, сами изыскивая, с течением времени обнаруживают лучшее» (Фр. 18B по Дильсу-Кранцу).

Проблема истинных атрибутов божества могла вызвать размышления Ксенофана, которые привели к созданию той философской теологии, которая известна нам отчасти благодаря Аристотелю, отчасти - псевдо-Аристотелевскому сочинению «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии» (см. гл. 3-4) и свидетельствам позднеэллинистической эпохи. Согласно этим источникам Ксенофан учил о едином, бесконечном, недвижном божестве, охватывающем собой Универсум, все знающий и мыслящий. Аристотель считал эту теологию первой монистической в истории греческой мысли (Metaph., А 5. 986 b).

Есть свидетельства и о другом поэтическом произведении Ксенофана, обычно именуемом «О природе», где колофонский мыслитель учил о бесконечно распространяющейся вниз земле, служащей как бы основанием мироздания, о регулярном возникновении из мельчайших воспламенений небесных светил (в том числе Солнца) и о столь же регулярном их затухании. «Теологический монизм» Ксенофана и его «натурфилософский плюрализм» (учение о многих солнцах, о земле как основе) могут гипотетически рассматриваться как предшественники известного дуализма «Пути истины» и «Пути мнения» в поэме Парменида «О природе».

Литература:

Древнегреческая литературная критика. М. 1971.

Канто-Спербер М. (отв. ред.). Греческая философия. В 2-х тт. М. 2006. Т.1.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1. М. 2000.

Фрагменты ранних греческих философов. Пер. А.В. Лебедева. Т.1, М. 1989.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.