КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Парменид

Парменид из Элеи (ок

ПАРМЕНИД из Элеи (ок. 540/525-470/450), слушавший не только Ксенофана, но и пифагорейских философов, создал дидактическую поэму «О природе», содержание которой стало предметом бурного обсуждения сразу после ее появления. Учение Парменида стилизовано под повествование об богооткровенном знании, однако опирается на совершенно четкую логику. Философ ставит ряд вопросов, которые будут характерны для последующей европейской метафизики. В частности, он говорит о тождестве мышления и того, на что мысль направлена. В отличие от чувственного восприятия правильное мышление становится гарантом истинности высказывания. «Правильность» мышления означает, что его предметом не может быть то, чего попросту нет (совершенно ложный путь), а так же то, что оценивается как изменяющееся и становящееся (и существует, и не существует - это путь мнения, считающего чувственные данные верными). Единственный правильное направление правильного пути - рассуждение о том, что есть и не может не быть.

Хотя мы не можем утверждать, что Парменид говорит здесь о бытии в категориальном смысле этого слова, тем не менее его поиск уже направлен на то, что является действительным, то есть непротиворечивым и очевидным для ума и мышления. Признаки такого предмета: неизменность, неделимость, недвижимость, вечность, единство. В дальнейшей истории метафизики эти признаки станут хрестоматийными. Их формулировка составляет суть «пути Истины», который завершается метафорой, сравнивающей действительно сущее со сферой, охваченной оковами необходимости. Парменид в сущности формулирует логические законы противоречия и достаточного основания, перенося их действие и на мышление, и на его предмет.

Парменид разбирает и «путь мнения» (греч. доксы) - свойственное смертным признание реальности становящегося, чувственно воспринимаемого сущего и попытку прояснить его путем привлечения противоположных начал (светлого и темного, а так же различных их модусов). Эта часть поэмы сохранилась очень фрагментарно, однако, судя по всему, она была достаточно обширна и охватывала самые разные стороны тогдашних представлений о мире - от космологии и иносказательной теологии до эмбриологии.

Представления Парменида о тождестве мышления и бытия (если воспринять его доктрину в «сильной» формулировке) считают важнейшим достижением элейской школы. Именно это тождество является базовым принципом научного познания в его европейском понимании. Вместе с тем учение Парменида является прелдпосылкой той традиции в истории европейской мысли, которую можно назвать онтотеологией и которая проблематизирует связь идеи бога и понятия бытия.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.