|
Персоналии Плифон Георгий ГемистПЛИФОН Георгий Гемист (греч.: Πλήθων Γεώργιος Γεμιστός; после 1360-1452) - поздневизантийский философ, политический и церковный деятель, историк, представитель византийского неоплатонизма. Родился в церковной семье в Константинополе, здесь же получил образование. Испытал влияние византийского гуманиста Дм. Кидониса, вероятно, некоторое время провел в Бруссе (столице османского государства). Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий сообщает о его увлечении эллинской литературой и увлечение еретическими идеями, что стало причиной отпадения Плифона от христианства. Само имя Плифон («Наполненный») было принято Георгием Гемистом в молодости в подражание имени Платона. В первое десятилетие XV в. Плифон был удален из столицы Византии и большую часть жизни в дальнейшем провел в Мистре, столице византийской Мореи (деспотат на п-ве Пелопоннес). Здесь вокруг него сложился круг единомышленников, однако свои занятия «эллинскими науками» Плифон был вынужден скрывать от церковных властей. В посланиях к византийским императорам Плифон настаивал на тесном союзе с Западной Европой, а в 1427-29 гг. принимал участие во Флорентийском соборе как один из «экспертов» с византийской стороны. Был знаком с Н. Кузанским и другими итальянскими гуманистами. Именно для них составил сочинение «О том, чем отличается Аристотель от Платона», где стремился обосновать преимущество платонизма над аристотелизмом. Основное сочинение, которое создал Плифон, называется «О Законах» («Законы»). О его существовании до смерти философа знал лишь узкий круг лиц. Сам Плифон полагал, что после его опубликования все «здравые умы» отвратятся от христианства и ислама и будут жить на основании законодательства, основанного на «откровении Платона и Зороастра». После смерти Плифона «Законы» были конфискованы церковными иерархами и сожжены. Однако инициировавший этот акт Геннадий Схоларий сохранил значительные выдержки из «Законов» в своих полемических сочинениях. Благодаря ему, а также благодаря другим источникам, мы можем реконструировать доктрину Плифона. Плифон завершает историю античного и византийского неоплатонизма, пытаясь реставрировать образ вечной и неизменной ойкумены, которая непрестанно создается (порождается) и управляется верховным владыкой Зевсом. Плифон развивает совершенно не-историчный взгляд на сущее; возможно, с его точки зрения кризис Византии показывает, что христианство - лишь один из феноменов «подлунной» реальности, возникновение и упадок которого не имеют никакого отношения к неизменной в общих чертах ойкумене. В первой, теологической, части трактата, Плифон следует «демиургическому» пониманию платоновской «диэрезы», разделяя всех первично порожденных Зевсом богов на «законных» и «титанических», помещая первых на наднебесном Олимпе, а вторых - в Тартаре. Эти «над» и «под»-космические боги порождают следующие «поколения» богов - внутрикосмических небесных с одной стороны и «незаконных» демонов с другой. Каждый из богов связан с определенным родом вещей, потенциально содержащемся в нем. Не следует учение Плифона понимать как дуалистическое, так как его Космос пронизывает единая действующая причина - промысел Зевса, которая приводит взаимодействие высших и низших начал к необходимой гармонии. С онтологической точки зрения все возникает благодаря началу оформляющему и единящему (его олицетворяет Посейдон, глава сверхкосмического Олимпа) и началу разделяющему, множественному (Гера). Таким образом, материя не противопоставлена Зевсу, но является одной из форм его порождающей деятельности. Описывая природу Зевса, Плифон занимает явно не-паламитскую позицию в вопросе об отношении сущности и энергии первоначала. Созидательная деятельности изображается Плифоном в общем неоплатоническом духе, однако более близка она доктрине «экспликации», развертывания, созданной Н. Кузанским. Наиболее интересным во 2 (этической) и 3 (политической) частях трактата является попытка создать систему незыблемых норм человеческой жизни, опирающихся на формы взаимоотношения между богами как на образцы. Здесь законы Плифона получают не только теологическое и онтологическое, но также нравственное, политическое и религиозно-обрядовое выражение. Таким образом, «Закон» в трактовке Плифона - универсальная категория, позволяющая через частную форму его проявления увидеть его всеобщую, всеохватную и не-историчную природу.
Литература: Плифон. О законах // Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. – Л., 1976. Плифон. О реформах // Византийский временник. – М., 1953. – Т. 6. Медведев И.П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. Л. 1973. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - Л., 1976.
Теги: христианство, мистика, Возрождение, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Светлов Р. В. |