|
Персоналии ПлотинПЛОТИН, основатель неоплатонизма (204-268). Уроженец Египта, ученик философа Аммония Саккаса, друг и духовный наставник императора Галлиена, основавший в середине 240-х гг. в Риме первый неоплатонический кружок. Живший в эпоху, когда языческая культура клонилась к закату и приобрела мощного конкурента в виде христианства (к тому моменту уже разработавшего в общих чертах свою теоретическую доктрину), Плотин создал учение, которое оказалось притягательным для языческой интеллигенции и во многом предопределило толкование платонизма в последующей истории европейской философии. В это время радикально меняется характер философского дискурса, способы аргументации и даже жанры философской словесности. Критерий истины видится отныне в богооткровенном тексте, основным ключом к которому видом (и способом философствования) становится экзегетика, где аподиктические и диалектические рассуждения являются инструментами раскрытия боговдохновенного знания. Истины природы и ее Создателя достигаются через анализ священного текста (к их числу в неоплатонизме оказались отнесены сочинения Платона, теософские поэмы, приписываемые Орфею, т.н. «Халдейские оракулы» и ряд других текстов). Несмотря на то, что Плотин не писал систематических сочинений, трактаты, изданные учеником Плотина Порфирием (232-304) в виде сборника под названием «Эннеады» (греч. «Девятки»), позволяют нам получить довольно точное представление о его доктринах и даже об их эволюции (Пофирий сохранил хронологический порядок их написания). Именно Плотин начинает трактовать диалог «Парменид» как важнейший во для понимания Платона, а «гипотезы» последнего интерпретирует как «ипостаси» - то есть сущностно целостные и иерархически организованные уровни универсума. Это толкование платоновского текста позволило Плотину, как и последующим неоплатоникам, отождествить платоновскую идею Блага («Государство», «Филеб») с понятием «единого» («одного» - «Парменид»). Единое-Благо, согласно Плотину описывается в первой «гипотезе» указанного диалога. Единое-Благо фактически исполняет в неоплатонических доктринах роль Абсолюта. Это - и создатель мира, вечно испускающий (как Солнце свои лучи, или родник потоки воды) существование всех остальных ипостасей, и конечная цель восхождения-спасения от новых инкарнаций индивидуальной души, и высшая инстанция, на которую направлено познание. Оно может быть описано только апофатически (когда описание происходит путем не «прибавления», но отклонения любых атрибутов), так как превышает все, в том числе даже бытие и мышление. Вечное истечение-эманация представляют собой не механический или физической процесс, а некое сверхумное явление благости Абсолюта. Благодаря ему вначале возникает Всекосмический Ум, повторяющий многие «родовые черты» Ума-перводвижителя Аристотеля. Будучи вместилищем и симфонией эйдосов/идей и формой форм, он созерцает (в меру своих способностей) Единое, мысли при этом все существующее как идеально-всеобщее. Вместе с тем Ум создает всекосмическую Душу, фактически исполняющую у Плотина функции демиурга. Возникновение Души означает создание времени, а так же, появление описываемой интенционально деятельности-попечения по отношению к природе Иного: материи тел. Материя с одной стороны - как и все остальное сущее - проистекает от Единого. С другой же стороны она является «местом», где лучи Единого-Блага иссякают. Именно это «место» Плотин и называет злом (см. его известную формулу: зло - лишь недостаточность наличия блага). Преодолевая зло, Душа создает телесный космос. Единственная ее форма деятельности при этом творении - созерцание: Душа как бы «вчитывает» своим созерцанием идеальные формы («материализованные эйдосы») в материю. Способные к жизни тела становятся вместилищами индивидуальных душ, которые, с одной стороны, обладают ипостасностью (индивидуальностью), с другой же - выступают «энергиями» Всеобщей души. Все последовательные уровни создания Космоса являются, по своей основной причине, результатом непрекращающейся эманации из трансцендентного, но парадоксальным образом присутствующего повсюду, Единого. Оно вечно создает и поддерживает существование прекрасного, несмотря на наличие материи, мироздания. Здесь Плотин вступает в полемику с господствовавшими среди значительной части населения Империи представлениями о злой и даже инфернальной (в случае ряда гностических учений) или греховной (в случае христиан) природе мира. Он подчеркивает благой характер мироздания «в целом», объясняя реальность морального зла либо естественным несовершенством соматического его уровня (вызванным материей тел), либо же своеволием и невежеством «частных» душ. Вместе с тем, главная задача души мудреца - прекратить зависимость от тела и, как говорит Плотин «бежать» в ее небесную обитель. Страдания и боль могут только возрастать во времени, следовательно нужно вырваться из пут природно необходимой, но, вместе с тем, низшей из всех открытых для души, соматической реальности. Условиями этого бегства являются соблюдения всего списка добродетелей (среди которых Плотин выделял гражданские, очистительные и созерцательные), аскеза, отказ от «внешней» жизни, подчеркнутое благочестие. Плотин требовал почитания традиционной религиозной культуры, хотя в сфере религиозного опыта был, по-видимому, сторонником языческого солнечного монотеизма (видимое Солнце - аналог Единого-Блага), себя же воспринимал как существо, подобное «чистым душам» (т.е. проповедникам-чудотворцам) прошлого. Высшей точкой подобного «анабасиса» души (возвращения в сферу бестелесного) является, по мнению Плотина, «воссоединение с Единым» - мистический акт богопознания и высшей сверхноуменальной любви. Это экстатическое действо, которое Плотин, вне всякого сомнения, переживал, описывается им в очень схожей тональности и семантике со свидетельствами об опыте теозиса в текстах христианских мистиков. Р.В. Светлов Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Светлов Р. В. |