КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Сократ

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

СОКРАТ (468-399 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, одна из наиболее значимых фигур для европейского философского самосознания. Учитель Платона, Антисфена, Ксенофонта, Аристиппа, Алкивиада и др. античных мыслителей, писателей, политических деятелей.

Несмотря на то, что Сократ ничего не писал, до нас дошло множество свидетельств о его жизни — как апологетических, так и критических. Наиболее адекватное изложение "положительного" учения Сократа, вероятно можно почерпнуть из "Воспоминаний о Сократе" Ксенофонта и из ряда кинических свидетельств. В "положительной" своей части воззрения Сократа являлись продолжением традиции Анаксагора-Архелая: Мир един, управляем единым богом, который есть разум. Об этом свидетельствует то, что все в космосе устроено целесообразно. Такого же рода целесообразность присутствует и в человеческой жизни. Ее проявлением является стремление к благу и способность человека жить добродетельно. Видимо Сократ понимал добродетель как вполне прагматически ценную вещь, своего рода отражение мирового строя в человеческой (и полисной) жизни, считая, что именно добродетельный счастлив и в состоянии добиться наибольшего общественного признания.

Платон подчеркивал другую сторону сократовского философствования, которая и стала главной для европейской культуры — "негативную". Его Сократ ищет эйдос нрава афинян, благодаря которому их жизнь могла бы быть возвращена к образцам славного прошлого. Его поиск обращен фактически к "началам знания" (выражение Аристотеля). Однако он использовал при этом метод "наведения", то есть попытку выйти к понятию через индуктивный перебор примеров. Результатом такого метода должно было бы нахождение "идеальной вещи" — то есть такого образцового примера, который был бы абсолютно убедителен и очевиден (в этом отличие "наведения" Сократа от индукции Ф. Бэкона). Однако убедительность и очевидность в случае с этическими эйдосами имеют четкие социальные ограничения — что лишает выводы, к которым приходит Сократ искомой общезначимости (особенно это видно на примере диалога "Евтифрон").

Таким образом платоновский Сократ — преимущественно разрушитель ("истинный софист" — ср. диалог "Софист"). Он развенчивает "путь мнения", показывает отсутствие внутренней основательность у большинства социальных установок или софистических учений, который господствовали в афинском обществе того времени. Диалектика Сократа — это требование постоянного рефлектирования к основанию, с которого высказано мнение, а так же строгое следование определенным критериям, принимаемым аксиоматически (ср. тезис "справедливость есть знание" из диалога "Гиппий меньший"). Такого рода метод ведения беседы воспринимался как ирония, так как после первых фраз, в которых Сократ отдает должное мудрости собеседника, обычно следует разрушение высказанной тем точки зрения.

Основной тезис Сократа "знаю, что ничего не знаю" вполне вписывается в традицию ранней античной философии и античного благочестия в целом. Со времен Пифагора античные мыслители утверждали, что мудрость — исключительное достояние богов или боговдохновенных людей. Человек же способен лишь на стремление к мудрости. Однако этот тезис имел и важное методическое значение, так как он фиксировал тот момент, к которому должен прийти человек, прежде чем он начнет собственно путь философа: освобожденность от мнений и социальных установок, которые обычно принимаются за знание.

В связи с этим платоновский Сократ называл свое философствование так же и майевтикой — искусством родовспоможения. Будучи пуст сам и не в состоянии породить знание, он, подобно повивальной бабке помогает рождать знание другим. Этот образ действительно хорошо накладывается на судьбу сократовского философствования и сократических школ. Хотя от Сократа не дошло развитого метафизического учения, многие из его учеников стали родоначальниками влиятельных — вплоть до настоящего момента — доктрин, причем во всех практически школах особое внимание уделялось методике рассуждений и критериям истины — проблемам, характеризующим уже зрелую античную мысль.

В 399 г. до н. э. Сократ был обвинен в развращении молодежи (нравственном), выдумывании новых богов, а также оскорблении авторитета эпических поэтов и приговорен к смертной казни. Несмотря на возможность избежать наказания (бежать в Мегару или Фивы) Сократ фактически признал юрисдикцию афинских законов над собой и позволил предать себя смерти.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.