|
Персоналии Филон АлександрийскийФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (ок. 20 до н.э - после 40 н.э.) - пример синтеза эллинистического философского наследия и иудейской традиции толкования священного текста (еврейской Библии). В наибольшей степени на Филона оказали влияние стоическая и платоническая философия (причем - уже в «догматическом» варианте последней), а так же учения Аристотеля и пифагорейцев. При этом он достаточно свободно совмещает античные философские доктрины с библейскими идеями креации, Завета и доисторического грехопадения. Центральным моментом становится у Филона использование аллегорического метода (большая часть сохранившихся его сочинений - комментарии на Писание), подразумевавшего, что истину мы должны искать не в наблюдении за природой и не в изучении научного наследия античной мысли, а в изучении доктринального боговдохновенного текста. Только это изучение (подразумевающее различные герменевтические процедуры) способно раскрыть для нас как истины Космоса, так и глубины самопознания. Результатом такого изучения стало представление о мироздании, которое сочетает в себе элементы греческого и ветхозаветного миросозерцаний. По толкованию Филона Создатель («Сущий») превосходит все сотворенное и осуществляет свою деятельность через Логос - творческую причину мироздания. Логос, коренящийся в самом Сущем представляет собой, во-первых, некоторое внутреннее побуждение Создателя, во-вторых - умопостигаемый Космосос, являющийся совокупностью идеальных сущностей, выступающих одновременно мыслями Бога о мире (при этом каждой из идей соответствует божественная сила, осуществляющая ее в материи), в-третьих - Логосом воплощенным, действующим как закон нашего телесного мира во всех смыслах этого слова, в том числе моральном и физическом. Филон, говоря о Логосе воплощенном, фактически отождествляет Закон Моисея с Логосом эллинской философии. Для того, чтобы восстановить богообщение, утраченное в результате грехопадения, Филон призывает к «жизни созерцательной», его понимании радикально отличающейся от теоретической умозрительной жизни, о которой говорил Аристотель. «Созерцательная жизнь» в варианте Филона подразумевает не занятие философией, а нечто вроде монашеской аскезы, базирующейся на практике толкования Писания. «Община терапевтов», образ которой создал Филон, явно базировалась на опыте существования ессейских сект, однако она была истолкована в раннем христианском богословии как свидетельство о первых христианах в Александрии. В итоге сочинения Филона сохранялись, более того, они оказались серьезной базой для дискурса таких апологетов и богословов, как Климент Александрийский и Ориген. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |