КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Цицерон

ЦИЦЕРОН (Cicero), Марк Туллий (3 января 106, Арпинум, –7 декабря 43 до н

ЦИЦЕРОН Марк Туллий (Cicero Marcus Tullius), (3 января 106, Арпинум, –7 декабря 43 до н. э., близ Формий) – римский политический деятель, оратор, писатель и популяризатор философии. Получив образование в Риме, уже в молодости стал известен, как блестящий адвокат. Интерес к занятиям риторикой и философией Цицерон получил в 79–77 гг. во время поездки в Афины и на Родос, где общался с греческими философами – академиками, стоиками и эпикурейцами. В 60-х гг. начал политическую карьеру и в 63 г. году был избран консулом. Раскрыл заговор Катилины, за что получил почетное звание «Отца Отечества». В дальнейшем под давлением меняющегося соотношения политических сил вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

По возвращении в Рим (57 г.) Цицерон попытался сформулировать свою политическую философию и создал трактаты: «De oratore» («Об ораторе»), «De re publica» («О государстве»), куда вошел «Somnium Scipionis» («Сон Сципиона») и «De legibus» («О законах», не завершен). Будучи сторонником аристократической республики, утверждал, что государство – достояние и дело народа, опирающегося на право, римскую доблесть и образованность граждан. Вместе с тем, Цицерон был убежден в избранности римского народа, для спасения которого боги в трудные времена направляют на землю «божественную душу». Мессианизм Цицерона сыграл в дальнейшем важную роль при формировании культа римских императоров.

Литературное творчество не помешало возобновлению политической карьеры Цицерона. В период гражданской войны между Помпеем и Цезарем он принял сторону Помпея, однако после битвы при Фарсале (48 г.) рассорился с помпеянцами и снискал благосклонность Цезаря, отдававшего должное его таланту оратора и писателя. После этого Цицерон вновь оставил политику, посвятив свой досуг переводам с греческого и написанию философских трактатов. Именно в поздний период его творчества были созданы важнейшие философские сочинения, среди которых выделим: «Tusculanae disputationes» («Тускуланские беседы»), «Academica» («Академические исследования»), «De fato»; («О судьбе»), «De natura deorum» («О природе богов»).

После насильственной смерти Цезаря (в 44 г.), Цицерон вновь обратился к государственной жизни, решительно, но тщетно выступая за восстановление власти сената. В итоге, Цицерон оказался в лагере врагов Марка Антония и был вынужден в 43 г. бежать из Рима. Занесенный в проскрипционные списки, он был убит.

Цицерон стал создателем латинской риторической и научной прозы. Для него не существует противоречия философской и риторической педагогических установок, он объединяет их в идее «гуманитас» - идеального человека, который обладал бы римской доблестью и чувством долга, а также греческим научным кругозором и красноречием. В своих философских сочинениях Цицерон реализовал программу «перевода» древнегреческой философии на латынь и ее адаптации к особенностям римского мышления. Результатом деятельности Цицерона стало не только широкое распространения навыка к философствованию в римском нобилитете, но и создание латинской философской терминологии, которую унаследовала последующая европейская культура.

К особенностям философского творчества Цицерона относится тот факт, что наибольший интерес у него вызывали этика, теология и теория познания. Физические вопросы не находились в фокусе его внимания. Задачей философии Цицерон считал «возделывание души». Философия «излечивает души, отсеивает пустые заботы, избавляет от страстей, отгоняет страхи». Наибольшую симпатию у Цицерона вызывала академическая и стоическая доктрины, которые он, правда, мог интерпретировать на свой лад. В частности стоическая идея «нравственно надлежащего» была истолкована им как «обязанность», которую исполняет римский магистрат. Таким образом, государство (римское) в глазах Цицерона превратилось в носителя моральных ценностей и моральных функций/обязанностей, что наложило отпечаток на всю последующую политическую философию.

 

1. Бобровникова Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции. М., 2006.

2. Грималь П. Цицерон. М., 1991.

3. Звиревич В. Т. Цицерон. Философ и историк философии. — Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1988. — 205 стр. 1500 экз.

4. Цицерон и его время. — М., 1973; 2-е изд. М., 1986. — 352 стр. 150000 экз.

5. Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. / Пер. В. О. Горенштейна, прим. И. Н. Веселовского и В. О. Горенштейна, М., 1966.

6. Цицерон. Избранные сочинения. / Сост. и ред. М. Л. Гаспарова, С. А. Ошерова, В. М. Смирина. М., 1975.

7. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. / Пер. Н. А. Федорова, комм. Б. М. Никольского. М., 2000.

8. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. / Пер., ст. и прим. В. О. Горенштейна под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. М.:, 1974.

9. Цицерон. Топика. / Пер. А. Е. Кузнецова. М., 2002.

10. Цицерон. Учение академиков. / Пер. Н. А. Федорова, М., 2004.

11. Цицерон. Философские трактаты. / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. М., 1985.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Светлов Р. В.