|
Персоналии Банерджи КришномоханБАНЕРДЖИ (BANERJEA) КРИШНОМОХАН (бенг. Бонддопаддхай, 1813–1885) – индийский философ, теолог, филолог и общественный деятель. Родился в ортодоксальной брахманской семье, получил санскритское и английское образование. Входил в группу «Молодая Бенгалия», основанную в 1828 поэтом и просветителем Г. В. Л. Дерозио для обсуждения философских и общественных проблем. Испытал серьёзное влияние христианства. Разочаровавшись в индуизме, Б. принял христианство в 1832, прошёл курс теологии в Епископском колледже Калькутты и в 1835 стал священником англиканской церкви. Владел 10 восточными и европейскими языками, перевёл с санскрита на английский ряд важных индийских текстов («Ригведа», «Нарада-панчаратра», «Род Рагху» Калидасы и др.), создал «Бенгальскую энциклопедию» (бенг. «Биддакалпадрума», англ. «Encyclopaedia Bengalensis», 1846–1851), куда вошли статьи по разным областям естественнонаучного и гуманитарного знания. Почётный член Азиатского общества (1864). Вёл широкую просветительскую работу, преподавал в Калькуттском университете (1876 – доктор права), возглавлял факультет изящных искусств. Выступал за сочетание современного английского образования с изучением восточных языков и литературы. Б. критиковал социальные установления индуизма (полигинию, детские браки, кастовую систему, ограничение прав женщин) и предлагал развивать образование (в т. ч. женское) и провести социальные реформы, которые мыслил через совершенствование наличных институтов в соответствии с «просвещёнными требованиями современности», но без разрушения социокультурных основ. Реформы должны осуществлять просвещённые индийцы, желающие благосостояния и развития своего народа. В теологических трудах («Миссионерские обязанности церкви», 1841; «Диалоги об индусской философии», 1861; «Арийский очевидец», 1875) Б. формирует новый метод проповеди христианства, исходящий из особенностей инаковерующей аудитории и понимания иной религиозной традиции. До 1864 Б. сопоставлял индуизм и христианства, исходя из того, что индуизм и его философские школы – атеистические по характеру. Они неверно решают вопросы творения и спасения, т. к. не ставят вопроса о Творце и говорят о тождестве Бога и мира, чем исключают самое религиозную практику. Христианство Б. трактует как божественное Откровение, содержащее рациональное обоснование. Откровение Истины обращено ко всем народам с требованием веры в Бога и послушания этическому и духовному закону. Общими требованиями христианства обусловлены особые требования к индийцам. Оно даёт ответы на все духовные вопросы, над которыми размышляли мудрецы древней Индии, открывает смысл её истории в контексте истории всемирной, позволяет предотвратить социальную деградацию благодаря духовному развитию и нравственному спасению, а также содействовать социальному и культурному возрождению страны. После 1864 Б. развивает мысль о едином смысле, открытом в индуизме и осуществлённом в христианстве. В ведах возникает идея единого нерождённого Сущего и боговоплощения, а также предвосхищается идея жертвоприношения (яджна Праджапати) во имя искупления греха и спасения мира. Соответственно, брахманизм предвосхищает богоявление Христа, хотя и не проникает в смысл Откровения и жертвы, как христианство. Поэтому индуистам нетрудно будет перейти от ведийских доктрин к пониманию и принятию христианства. При этом Б. не призывает к разрыву с религиозным и культурным наследием своей цивилизации и прямому переходу в христианство, но предлагает проникнуться духом последнего для развития общества. Соч: Banerjea K. M. The Aryan Witness, or the Testimony of Arian Scriptures in Corroboration of Biblical History and the Rudiments of Christian Doctrine. Calcutta, 1875; Banerjea K. M. Dialogues on the Hindu Philosophy. L.–Edinburgh, 1861. Лит.: Скороходова Т. Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения (Первый период, 1815—1857). СПб., 2012. Baago K. Pioneers of Indigenous Christianity. Bangalore, 1969. Т. Г. Скороходова Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |