КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Вивекананда

ВИВЕКАНАНДА (VIVEKANANDA) СВАМИ (1863–1902, настоящее имя Норендронатх Дотто) – индийский религиозный философ и общественный деятель, представитель неоведантизма. Родился в Калькутте, в семье адвоката из касты каястха (писцов), получил западное образование. В юности был членом «Брахмо самаджа», затем стал учеником Рамакришны и принял монашеский обет (санньясу). После смерти Рамакришны возглавил общину его учеников. Несколько лет странствовал по Индии, был потрясён нищетой и бесправием народа. В 1893 г. участвовал во Всемирном конгрессе религий в Чикаго, где заявил о духовных ценностях индуизма и социальных проблемах Индии – голоде, болезнях и бедности. В США и Европе выступал с лекциями о веданте и йоге (1893–1896), развивая идеи своего учителя и собственное понимание духовных и социальных проблем. Гарвардский университет присвоил В. звание профессора за курс лекций о веданте. В Нью-Йорке В. основал Общество веданты. Вернувшись в Индию, В. развернул кампанию за социальную помощь населению и основал Орден Рамакришны и Миссию Рамакришны (1898) для реализации гармонии религий, добра, единства и социального служения. Во время второго визита в Америку и Европу (1899–1900), воздавая должное демократическому духу и социально-экономическим достижениям Запада, критиковал социальное неравенство, расизм и призывал воспринять духовные ценности Востока. Скончался в Индии от тяжёлой болезни.

На основе адвайта-веданты В. предложил концепцию единства мироздания, которое есть Брахман (единый, свободный и вечный Абсолют), прошедший через время, пространство и причинность и проявленный в материальном, психическом и духовном мирах в виде зримой множественности. Тождество Брахмана и атмана В. истолковал как императив реализации Абсолюта во вселенной, и главным оказывается не только раскрытие божественности человека (через освобождение от зависимости, преодоление страдания и достижение свободы при жизни), но и утверждение свободы в обществе через стремление к прогрессу и овладение внутренней и внешней природой. Стремясь распространить идеи адвайты на все сферы деятельности, В. разработал «практическую веданту» – систему гуманистической этики, в которой идеалом является освобождение от эгоизма ради выхода из материальной в духовную сферу жизни. Из 4-х видов йоги (джняна, карма, раджа и бхакти) – путей освобождения и служения Богу у В. приоритетна карма-йога как бескорыстная деятельность в мире и социальное служение, универсальную для всего человечества. В идее «каждый велик на своём месте» у В. заявлена важность любого труда и достоинство каждого человека независимо от расы, статуса и иных факторов.

В обосновал религиозный универсализм, в котором каждая религия – это «вечное взаимоотношение между вечной душой и вечным Богом», наивысшее знание, стремление к свободе, один из множества духовных путей. Религия в трактовке В. предстаёт как сложный духовный и социальный феномен, в котором присутствует четыре основания: 1) философия – логическое обоснование сфер религии; 2) символика – внешние средства сохранения и развития религиозной одарённости человека; 3) история – проявление философии в жизни вероучителей; 4) мистицизм – сверхчувственный и сверхрациональный опыт. Без философии религия превращается в суеверие, но на ранних стадиях духовного роста необходимы мифология, культ и символы. Социальная роль религии заключена в утверждении достоинства человека, обращении к добру и свободе от зла.

Однако история религий сопряжена с негативными проявлениями человеческого поведения – сектантством, фанатизмом, враждой, национализмом и межобщинной рознью, которые, по В., могут в перспективе быть преодолены в единой универсальной религии на основе адвайты.

В. рассматривает в философско-социологическом ключе индуизм – «мать всех религий», считая его по сути монотеистической религией, которая, однако, способна объединять и ассимилировать самые разные культы, секты, идеи и формы – от высокой философии веданты до идолопоклонства.

В. считал веданту сутью и индуизма, и всех религий мира. Так, суть христианства вполне «ведантистская»: осознание духовной природы человека, Бога надмирного, вездесущего во вселенной и пребывающего в душе, а путь к спасению – отречение от эгоизма, милосердие и бескорыстие, любовь к ближнему.

Философия В. повлияла на развитие современной индийской философской и социологической мысли и на идеологию национально-освободительного движения (М. К. Ганди).

Соч.: Вивекананда С. Практическая веданта. Избранные работы. М., 1993; Vivekananda S. Complete Works. 9 vols. Mayavati–Almora, 1998–2002.

Лит.: Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977; Ghosh G. The Prophet of Modern India: A Biography of Swami Vivekananda. New Delhi. 2003; Sen Amiya P. Swami Vivekananda. N. Y., 2000.

Т. Г. Скороходова


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Скороходова Т. Г.