|
Персоналии Ганди
Философские взгляды Г. формировались в ходе осмысления им индийских и западных интеллектуальных традиций и религий: наследия упанишад, «Бхагавадгиты», буддизма и джайнизма, идей Рамакришны и Вивекананды, трудов Дж. Рёскина, Р. У. Эмерсона, Г. Торо, Л. Н. Толстого, англо-саксонской эгалитарно-правовой традиции, а также Нового завета и христианства в целом. Центральной категорией философии Г. является истина (сат), отождествляемая с Богом; поэтому любая деятельность человека, группы и общества должна быть поиском истины. Вокруг истины выстраиваются намерения и действия человека, мотивированные, с одной стороны, глубинной связью души с божественным началом и миром, с другой – вытекающими из этого этическими принципами долга и служения (Бог и ближнему), любви, милосердия, ненасилия (ахимса), целомудрия, мужества и терпимости. Концепция сатьяграхи начинается с теоретического обоснования Г. ценности жизни, достоинства и прав человека и неприемлемости насилия по отношению к нему, равно как и насилия во всех сферах жизни общества. Христианские идеи самопожертвования, сострадания и помощи «труждающимся и обременённым», равенства всех перед Богом, всепрощения и интегрированы в сатьяграхе вместе с идеями индийских традиций: приоритета обязанностей над правами, ненасилия, сознательного страдания и аскетизма. Поэтому в христологии Г. Христос представлен «князем всех сатьяграхов», зовущим к самоотречению ради истины и подающим пример искупления грехов человеческих. На этой основе выстроены социально-практические идеи и методы ненасильственного действия: тесная связь совершенствования общества с духовно-нравственным совершенствованием личности; строгая этическая сопряжённость средств и целей социальной деятельности любого рода и вытекающая из этого этическая основа политики; чёткое соответствие предпринимаемых действий нормам права; демократические самоорганизация и самоуправление; социальная справедливость и защищённость прав и интересов социальных низов, в первую очередь крестьянства; ценность физического труда, в т. ч. традиционно считавшегося ритуально нечистым, и отрицание кастовой системы и особенно неприкасаемости. Методы ненасильственной сатьяграхи основываются у Г. на идее признания и понимания Другого человека/группы/общности и «прелести компромисса» в ходе диалога с оппонентом. В методе сатьяграхи объединены компоненты традиционного аскетизма (медитация, пост, молитва) и занятие физическим трудом – для личности и ненасильственное сопротивление злу и сознательное страдание в ответ на насилие – для групп и обществ, желающих реализации высоких целей. Социальным идеалом Г. была сарводая – общество всеобщего благоденствия, основанного на свободном и равноправном самоуправляемом общежитии людей, занятых физическим трудом, на децентрализованном производстве и общинно-кооперативных формах производства и распределения. Но прежде Г. призывал достичь морального возрождения нации и экономической и социальной независимости. Личность и учение Г. оказали серьёзное воздействие на политическое и социальное развитие независимой Индии, а также на мировые антимилитаристские, антирасистские и экологические движения. Соч.: Ганди М. Моя жизнь. М., 1969; The Collected Works of Mahatma Gandhi. XC Vols. Delhi, 1979–1984. Лит.: Горев А. В. Махатма Ганди. М., 1989; Жордис К. Махатма Ганди. М., 2013; Рашковский Е. Б. Сатьяграха: революция ненасилия // Путь. 1993. № 4; Allen D. The Philosophy of Mahatma Gandhi for the Twenty-First Century. Lanham, 2008; Arnold D. Gandhi. Harlow, N. Y., 2001; Pal J. The Moral Philosophy of Gandhi. New Delhi, 1998. Wolpert S. Gandhi’s Passion. A Life and Legacy of Mahatma Gandhi. N. Y., 2001. Т. Г. Скороходова
Теги: религии Индии Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |