|
Персоналии ГхошГХОШ (GHOSH) АУРОБИНДО (часто – Шри Ауробиндо, 1872–1950) – индийский философ-неоведантист, мистик, поэт и общественный деятель. Родился в Калькутте в семье англофильски настроенного врача из касты каястха; получил блестящее образование в Англии (Кембридж), владел семью европейскими языками. Только по возвращении в Индию в 1893 выучил родной бенгали, санскрит, изучал индийскую культуру и философию. Под влиянием трудов Вивекананды и других реформаторов XIX в. стал активным критиком англофильства и умеренной позиции руководства Индийского национального конгресса. Примкнул к антиколониальному движению и возглавил вместе с Б. Г. Тилаком радикальное крыло ИНК. Работы Г. периода 1902–1910 посвящены духовно-религиозному истолкованию национализма, индуизма и обоснованию «политического ведантизма». Разработал тактику пассивного сопротивления властям для достижения целей полной независимости (пурна свараджа) и собственного производства (свадеши), чем предвосхитил тактику М. К. Ганди, и в то же время допускал возможность насильственных методов. Отбывая в 1908–1909 тюремное заключение по обвинению в соучастии в террористическом акте, Г. испытал «радикальное изменение сознания» после мистического созерцания Бога. В 1910 отошёл от политической деятельности и переехал в г. Пондишери на территории французской колонии, где прожил до конца дней, создавая философские труды, поэтические произведения. Основные труды Г. – «Божественная жизнь», «Идеал человеческого единства», «Синтез йоги», «Человеческий цикл», «Тайна веды», «Очерки о “Гите”», «Основы индийской культуры» и «Ренессанс в Индии» – были написаны до 1921, после этого Г. занимался только йогическим совершенствованием, разъяснением аспектов йоги в форме писем («Письма о йоге») и до конца жизни писал эпическую поэму «Савитри». Философия интегральной веданты Г. выстроена на основе синтеза идей индийской и европейской традиций мышления, и вместе с тем производна от его внутреннего йогического опыта. Считая главной проблемой существования проблему гармонии, Г. строит свою философию на основе принципа интегрализма, позволяющего примирить и синтезировать противоположности любого рода (идеализм и материализм, религию и науку, эволюцию и инволюцию, Восток и Запад) с целью утверждения божественного начала во всех сферах жизни. Интегрализм обусловлен тем, что все аспекты и проявления реальности есть Брахман как Абсолют, сверхкосмическое бытие и Я, духовная первооснова бытия, описанная ведантистской триадой сат (сознание) – чит (сознание) – ананда (блаженство). Бытие и все его аспекты описаны у Г. через категорию сознания-субстанции, проявленной в многообразных процессах и состояниях. Творческая природа Брахмана манифестируется в двух взаимосвязанных процессах – инволюции и эволюции. Инволюция есть динамическое самопроявление Брахмана в духовной множественности через нисхождение на уровни сверхразума, разума, жизни, тонкой материи – вплоть до уровня бессознательного, где происходит окончательное сокрытие божественного сознания. Благодаря инволюции возникла вселенная, которая способна эволюционировать от бессознательной материи к появлению жизни, способным мыслить существам и вплоть до восхождения к глобальному разуму и сверхразуму (по тем же ступеням инволюции, но в обратном порядке). Итогом эволюции, по Г., станет необратимое преображение вселенной, материи, человека и человечества и обретение бессмертия, в т. ч. телесного. Ключевым моментом эволюции микрокосма, по Г., стало появление человека (микрокосма), в котором присутствует структура макрокосма (материя, жизнь, сознание) и душа, и который наделён стремлением к духовному и нравственному совершенствованию. В ходе эволюции человек преодолевает низшие уровни своей природы и вступает в высшую область, где может достичь уровня сверхразума. Человек в процессе эволюции превратится из интеллектуального существа в «гностическое существо», которое с помощью интуиции преодолеет все типы незнания, обретёт истинное знание и вступит в божественную жизнь, осознает своё единство с высшим бытием. Благодаря «гностическим существам» начнётся совершенствование мира и человечества. Историю человечества Г. трактует как спиралеобразное движение к становлению единого человечества, в котором воплотятся идеалы гуманизма, жизнеутверждающей духовности, свободы, равенства, братства. Такое «сверхчеловечество» будет способствовать достижению высших целей божественной эволюции. Философия Г. обнаруживает смысловое сходство с учениями Вл. С. Соловьёва, П. Тейяра де Шардена, В. И Вернадского. Последователи идей и философии Г. основали в 1967 в его честь город Ауровиль (близ Пондишери, штат Тамилнаду), по настоящее время являющийся центром изучения наследия Г., пользующееся серьёзным влиянием в современной Индии и далеко за её пределами. Соч.: Complete Works of Sri Aurobindo. 36 Vols. Pondicherry, 2003–2006. Лит.: Величенко А. Е. Тайна йоги Шри Ауробиндо: реконструкция безмолвного знания. СПб., 2005; Костюченко В. С. Интегральная веданта (Критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970; Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. Л., 1989; Chakravarty S. The Philosophy of Sri Aurobindo. New Delhi, 1991; Heehs P. The Lives of Sri Aurobindo. N. Y., 2008. Т. Г. Скороходова Теги: религии Индии Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |