|
Персоналии Мюллер МаксМЮЛЛЕР (MÜLLER) ФРИДРИХ МАКС (1823–1900) – немецко-английский филолог, религиовед, востоковед. Родился в г. Дессау (герцогство Анхальт, Германия), в семье поэта Вильгельма Мюллера. Окончил Лейпцигский университет (1843); затем изучал древние языки в Берлине, где под руководством Ф. Боппа начал работу над переводами упанишад (с 1844), и в Париже, где начал критический перевод «Ригведы». Испытал влияние философии И. Канта, Ф. Шеллинга, а также немецких критических исследований религии. Был критиком концепции Ч. Дарвина о происхождении человеческого языка из звуков, издаваемых животными. С 1846 до конца жизни жил и работал в Англии, где получил признание как ведущий индолог. Преподавал в Оксфордском университете (1850–1875). Инициировал публикацию серии переводов «Священные книги Востока» (в 50 тт.). Автор множества академических трудов по сравнительному языкознанию, индийской философии и культуре, работ о религиозных реформаторах Индии Нового времени (Р. Рае, К. Сене и Рамакришне), переводов и популярных трудов. Исходя из идеи о связи языка, мышления и религии, М. предложил лингвистический подход в исследовании религии, согласно которому она генетически связана с развитием сознания первобытного человека, стремящегося постичь бесконечное. В лекциях 1888 в университете Глазго М. говорил о «естественной религии» как способности верить; «физической религии» как истории перехода от первобытного политеизма к генотеизму (термин М., обозначающий предпочтение одного Бога из множества признаваемых) и в конечном итоге в монотеизму; «антропологической религии» как вере в душу и представлениях о жизни после смерти, и «психологической религии» как отношениях между «двумя бесконечностями» – Богом и душой. Этот подход М. сочетал со сравнительно-историческом методом изучения религий (по аналогии с изучением языков), ориентированном на поиск общего в происхождении и эволюции религий на основе анализа устной традиции и священных текстов, и собственно языка в контексте соответствующей культуры. М. является, таким образом, основоположником современного религиоведения. Он считал, что понимание языка и религии позволяет проследить историческое становление народов как единых национальных общностей, способствует исследованию древней литературы, искусства и философии. Сравнительное изучение религий мира, по М., позволяет глубже понять истоки и смысл собственной конфессии. Следуя своему подходу и методу, М предложил религиоведческую концепцию трёх религиозных центров, определённых по языковому критерию: арийский (индоевропейский ареал), семитский (ближневосточный ареал) и туранский (язык и религии «финнов, самоедов, татар, монголов и турок»). Теория о «туранской языковой семье» и речи устарела в научном плане, но используется для обоснования националистических идей в Венгрии и Турции. Предложенная М. теория арийской культуры, отличающейся от культур семитских народов, обосновывает общее происхождение индийцев и европейцев. М. также является автором теории арийского вторжения в Индию, в результате которого сформировался сам культурный облик этой страны. Теория стимулировала интерес к индийской культуре, а её последующее расистское прочтение вызывало возражения у самого автора. Соч.: Мюллер М. Введение в науку о религии. М., 2002; Мюллер М. Лекции по науке о языке. М., 2009; Мюллер М. Египетская мифология. М., 2007; Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 2009; Muller M. Collected Works. 18 vols. L., 1898–1923. Лит.: Chaudhuri N. Scholar Extraordinary: The Life of Professor the Rt. Hon. Friedrich Max Muller. L., 1974; Lourens P. van den Bosch. Friedrich Max Muller: A Life Devoted to Humanities. Leiden, Boston, 2002; Muller G. The Life and Letters of Right Honorable Friedrich Max Muller. 2 vols. L., 1902. Т. Г. Скороходова
Теги: англоязычная философия Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |