|
Персоналии РадхакришнанРАДХАКРИШНАН (RADHAKRISHNAN) САРВЕПАЛЛИ (1888–1975) – индийский философ-неоведантист, религиовед, общественный деятель, политик. Родился в г. Тхируттани (близ Мадраса) в семье состоятельного ортодоксального брахмана, принадлежавшего к народу телугу; получил традиционное санскритское и европейское философское образование. Научную деятельность начал с исследования индуизма, с 1909 преподавал в университетах Индии (Майсурском, Калькуттском, Андхрском и Бенаресском индуистском). Читал лекции в университетах Европы и США; снискал международное признание как знаток индуизма и индийской философии. Перевёл на английский с научными комментариями санскритские тексты веданты с комментариями (упанишады, «Бхагавадгиту» и «Брахма-сутры»). Участвовал в борьбе за независимость Индии, в кампаниях несотрудничества М. К. Ганди, а после 1947 был представителем Индии в ЮНЕСКО, послом в СССР (1949–1952), затем вице-президентом и с 1962 по 1967 президентом Индии. Исследовал концепции западных философов-идеалистов, заложил основы компаративного изучения индийской и западной мысли. Среди наиболее значительных трудов: «Философия Рабиндраната Тагора» (1918), «Индийская философия» (1923–1927), где представлена история философии Индии с древнейших времён до завершения формирования всех ортодоксальных и неортодоксальных школ; «Индуистский взгляд на жизнь» (1926), где представлена интерпретация индуизма как одной из великих мировых религий и реинтерпретация его традиционных ценностей и категорий сообразно духу современности; «Восточные религии и западная мысль» (1939), где показано содержательное сходство разных версий философского идеализма и несостоятельность материалистического взгляда на мир. Философия Р. формировалась в русле достижений новоиндийской мысли XIX в., отстаивавшей необходимость синтеза лучших традиций Востока и Запада в мышлении и вместе с тем обосновывавшей ценности индийской цивилизации, культуры и духовного наследия. Отсюда происходит создание Р. образа индуизма как гибкой толерантной и всеобъемлющей системы взглядов, как «религиозности субъекта», ориентированного на постижение истины и в силу этого представляющей ценный опыт для всего человечества. Одновременно Р. критически настроен в отношении кастовой системы и ритуализма в «народном индуизме». Р. предложил гуманистическую «идеальную философию» для современности, которая должна быть связана с жизнью и способствовать развитию общества. В адвайта-веданте Шанкары, столь близкой Радхакришнану, берёт начало его концепция «универсальной религии», которая удовлетворяет потребность человека в вере и делает возможным постижение единства всего сущего и возвышение человека, утверждении его достоинства, цельности, душевной гармонии. Ни одна из существующих религий не может играть роль универсальной религии из-за догматизма, фанатизма, предрассудков и внешних барьеров, поощряющих губительную для общества вражду. Но во всех религиях содержатся элементы универсальной религии, поэтому в перспективе Р. видит создание «религии духа» через их объединение и преодоление догматизма и фанатизма. Универсальная религия будет полностью отвечать свободе и потребностям человека, которого Р. трактует как «самое конкретное воплощение божественного на земле», духовное существо, устремлённое к свободе. Последняя обретается через изменение внутренней природы человека, что происходит благодаря «универсальной морали» – принципам любви и ненасилия (в духе М. К. Ганди). С их помощью человек преодолевает «врагов внутри себя» – глупость, безумие, косность, приверженность прошлому и т. д. В области мировоззрения универсальным религии и морали у Р. соответствует «конструктивная философия», которая объясняет мир, позволяет найти истину, познать и понять вселенную и гармонизировать разные аспекты жизни. Отвергая агностицизм и скептицизм, Р. отстаивал принципиальную познаваемость мира и первичной духовной реальности (Брахмана). Идеи Р. сохраняют значимость для индийских мыслителей, а в гуманитарных вузах Индии изучают его наследие. Соч.: Индийская философия. М., 2008; The Hindu View of Life. Oxford, 1926; An Idealist View of Life. L., 1932; Occasional Speeches and Writings. Ser. 1–3. Delhi, 1957–1963. Лит.: Литман А. Д. Сарвепалли Радхакришнан. М., 1983; Murty K Satchidananda, Vohra A. Radhakrishnan: His Life and Works. N. Y, 1990; Gopal S. Radhakrishnan: A Biography. Boston. 1989; Anand M. S. Radhakrishnan: His Life and Works. New Delhi, 2006. Т. Г. Скороходова Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |