КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Рай Раммохан

РАЙ (ROY) РАММОХАН (1772–1833) – индийский философ-гуманист, религиозный и социальный реформатор, просветитель, правовед, родоначальник современной философской мысли Индии. Родился в семье бенгальского брахмана, получил классическое исламское и санскритское образование. В зрелом возрасте самостоятельно овладел английским, латынью, греческим, ивритом, изучил историю и философию Европы. После занятий ростовщичеством и службы в Ост-Индской компании в 1815–1830 вёл в Калькутте реформаторскую и просветительскую деятельность. Находясь в 1830–1833 гг. в Англии, в качестве эксперта по индийским проблемам сотрудничал с парламентариями. Скончался в Бристоле.

Сочетание восточных и западных культурных традиций и влияний в мировоззрении Р. позволило ему осмыслить традиционные темы индийской мысли с позиций универсализма и рационализма. В раннем трактате «Дар верующим в Единого Бога» (1804) заявил об универсальности человека и человечества, происходящей из естественного равенства, единства, предстояния людей перед Богом и «природной» абсолютной веры в Него. Р. попытался обосновать необходимость строгого монотеизма как осуществления единства и гармонии веры и разума.

Р. – основоположник неоведантизма. В религиозно-философских трудах призывал индусов отринуть идолопоклонство, породившее социальные пороки и безнравственность, и вернуться к монотеизму, который, по мнению Р., был присущ индуизму с древности, но был забыт. Подлинный индуизм – это вера в Единого Бога-Творца (Брахмана веданты), который создаёт универсальную материю и творит из неё мир. Характеризуя Брахмана апофатически (как в адвайте-веданте), Р. говорит о нём и как о наделённом бесконечными атрибутами и относящемся к природе и индивидуальным существам как «одушевляющий и контролирующий фактор» (влияние вишишта-адвайты), и имеющем этическую природу.

Глубокий интерес к христианству и чтение Библии побудили Р. перевести на английский фрагменты Евангелий («Заповеди Иисуса: путь к миру и счастью», 1820), чтобы познакомить соотечественников с «простым кодексом религии и нравственности», позволяющим «произвести желательное воздействие на совершенствование сердец и умов людей различных вероисповеданий и разных уровней понимания». В полемике с христианскими миссионерами в защиту своего понимания христианства и одновременно – индуизма от их критики издал ряд философско-теологических трудов, где обосновал необходимость диалога разных религий, веротерпимости, внимания к этическому содержанию религии и доказывал, что истинная цель учения Христа – сделать людей человечнее, нравственнее, возвысить души к Богу и сделать их свободными – поругана и забыта.

В социально-реформаторских трактатах Р. впервые обозначил основные темы индийской социальной философии Нового времени: проблему ценности земного существования человека и его счастья, коллизию личного и общественного, вопросы социального сострадания и совершенствования общества. Р. выступал против социально-религиозной монополии брахманов в индусской общине, жёстких ограничений кастовой системы, обычая самосожжения вдов (и немало содействовал его запрещению британцами в 1829 г.), имущественного бесправия женщин, многожёнства, детских браков, предрассудков, невежества и фанатизма. Р. предлагал распространить в Индии европейские образование и науки, освоить культурное наследие Запада, развивать институты гражданского общества и установить демократическую систему правления.

Р. стоит у истоков социокультурной эпохи т. н. индийского возрождения XIX – начала XX в., деятели которого стремились к синтезу индийского и западного в ходе модернизации Индии. Его называют «отцом современной Индии», поскольку он обозначил основные векторы развития её мысли, культуры и общества.

Соч.: Roy Raja Rammohun. The English Works. 4 Vols. New Delhi, 1982.

Лит.: Скороходова Т. Г. Раммохан Рай, родоначальник Бенгальского Возрождения (Опыт аналитической биографии). СПб., 2008; Collet S. D. (and Stead F. H.) The Life and Letters of Raja Rammohun Roy. Calcutta, 1962; Singh I., Rammohun Roy: A Biographical Inquiry into the Making of Modern India. 3 vols. Bombay, 1983-1987; Sharma S. K. Raja Rammohun Roy. 3 vols. Delhi, 2005; Sen Amiya P. Rammohun Roy: A Critical Biography. New Delhi, 2012.

Скороходова Т. Г.


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Скороходова Т. Г.