|
Персоналии РамакришнаРАМАКРИШНА (RAMAKRISHNA) ПАРАМАХАМСА (наст. имя Гададхар Чоттопаддхай, 1836–1886) – индийский проповедник, религиозный реформатор. Родился в дер. Камарпукур (Бенгалия) в семье бедного брахмана, с 1855 был служителем богини Кали в Дакшинешваре (ок. Калькутты). Мистическая одарённость и постоянные погружения в самадхи (экстаз) способствовали освоению духовного опыта не только разных направлений индуизма (созерцание богини Кали, Шивы, Кришны, йогические и тантрические практики, постижение адвайта-веданты), но и мировых религий – ислама, христианства, буддизма. В итоге Р. признал все религии равно достойными путями к единой реальности – Богу, но самому Богу не тождественными. Р. был женат на Сараде Дэви, однако брак этот был чисто духовным союзом: жену он почитал как воплощение богини. С 1870 проповедь Р. привлекла к нему широкие круги почитателей – от простых индийцев, считавших его аватарой бога Вишну, до видных интеллектуалов и общественных деятелей. Разрабатывая традиционные темы индийской религиозной мысли (бхакти – эмоциональная преданность личному Богу, отношение Бога к миру и т. п.), Р. проповедовал в форме притч и поучений, дошедших в изложении его учеников и адресованных всем группам и слоям общества – от приверженцев многочисленных культов «народного индуизма» и ортодоксов до реформаторов и иноверцев. С 1879 формируется группа учеников, среди которых самым главным был Вивекананда. Почти непрерывное пребывание в самадхи спровоцировало тяжёлую болезнь горла, от которого Р. скончался в Калькутте. В основе учения Р лежит идея единства абсолютной истины, отождествляемой с Богом, и основополагающих ценностей. Трансцендентный и имманентный, имеющий и не имеющий формы, безличный и личный Абсолют переходят друг в друга как диалектические противоположности. В отличие от адвайты, Р. отстаивает реальность мира, считая его проявлением игры (лила) Бога. У единого Бога множество имён, аспектов и форм, и ему по-разному поклоняются в разных странах. Более, чем где-либо, Бог проявляется в человеке, в его душе (атман), и это доказывает равенство людей несмотря на разную степень выраженности божественного начала. Первостепенной целью человека Р. считал постижение Бога – духовный прогресс личности, обретение подлинного знания и свободы. Однако проповедник отвергал необходимость аскетизма и отречения от мира и считал, что что можно служить Богу, видя его во всех людях, в миру»? В русле индуистской традиции и одновременно неортодоксально Р истолковал индуизм как этически и социально ориентированное вероучение, в котором примирены многочисленные обряды традиционного индуизма и реформаторские идеи Нового времени. Если ритуал и идолопоклонство вполне приемлемы на первой стадии богопознания, то на второй возникают более тонкие его формы, а на третьей вера становится чисто духовной без внешних проявлений. Р. говорит о трёх основных путях к Богу – труд без привязанности к результату (карма), интеллектуальное познание (джняна) и, самый простой и лучший, – преданность (бхакти). Р. критикует не внешние формы и институты религии, а людей без истинной веры, желающих стяжать славу и благополучие своими религиозными практиками. Сходным образом он относится к кастовой системе, считая, что достигший совершенного знания не соблюдает кастовых правил и не делит людей по признаку касты. Р. ценил усилия бенгальских реформаторов в области просвещения и социальных реформ, считая их воплощением религиозно ориентированной деятельности на благо других, этики служения, любви и милосердия. Личность и проповедь Р оказали решающее воздействие на философию Свами Вивекананды, а также на К. Сена, Б. Чоттопаддхая, М. К. Ганди и др. В современной Индии Р. почитают как святого; в его честь построены храмы. На его идеях строится деятельность Миссии Рамакришны. Лит.: Провозвестие Рамакришны. М., 2000; Шри Рамакришна. Биография в фотографиях. М., 2004; Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. М., 1991; Ишервуд К. Рамакришна и его ученики. М., 1997; Bhuteshananda Swami. Sri Ramakrishna and His Gospel. In 2 vols. Kolkata, 2006–2007. Т. Г. Скороходова Теги: религии Индии Дисциплина: Религиоведение Авторы: Скороходова Т. Г. |