|
Персоналии АрминийАРМИНИЙ (латинизир. от фамилии Харменсен)<#whitespace />Якоб (ок.1560–1609) — голландский теолог. Образование получил в университетах Лейдена и Женевы, где учился до 1587 г. под руководством преемника Кальвина ― профессора Теодора Беза. С 1588 г. пастор реформатской церкви в Амстердаме. Полемизируя в 1589 г. с Дирком Коорнхертом, критиковавшим тезис кальвинизма о безусловном предызбрании людей к спасению, А. обнаружил, что доводы оппонента достаточно убедительны. Действительно, в сотериологической перспективе человек зависит именно от божественной благодати. Но возможность спасения ещё не делает положительный исход неизбежным, так как Бог вовсе не навязывает людям свою благодать. В таком случае, приходит к выводу А., должна осуществиться данная Богом свобода человеческой воли, т. е. способность самостоятельно выбирать между благими и греховными поступками и отвечать перед Богом за последствия этого выбора. Опасаясь репрессий за пересмотр ключевых положений кальвинистского провиденциализма, А. избегал открыто декларировать свои взгляды. Это не избавило его, однако, от острых дискуссий со строгими доктринёрами, особенно со старшим профессором теологии Лейденского университета Франциском Гомаром (1563–1641). Тем не менее, репутация добросовестного пастора и высокообразованного теолога помогла А. оправдаться перед Генеральными штатами Голландии и занять вакантное, после эпидемии 1603 г., место профессора в университете Лейдена. Однако новые обвинения в ревизии учения Кальвина и неприятности продолжали преследовать А. до конца жизни. Наибольшие нападки кальвинистов вызвали его рассуждения о божественном предопределении в трактате 1608 г. «Объявление мнений». Здесь А. уточнил тезис об избирательности Бога при назначении людей к спасению: спасутся те верующие, которые приняли данное от Бога посредничество Иисуса Христа и в глазах Бога искренне покаялись. Из этого следовало, что человек способен своей свободной волей обратиться к спасению. Позиция А. с его смертью не утратила влияния. Она привлекла множество последователей в протестантском мире. Конфликт её сторонников и противников привел к размежеванию в кальвинистской среде, что ярко проявилось в связи с деятельностью ремонстрантов и решениями Дортского синода 1619 г. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |