|
Персоналии ГусГУС Ян (1371–1415) — идеолог церковного реформаторства, вдохновитель чешского движения за национально-религиозное освобождение. Родом из бедной богемской семьи. Сумел получить образование в Пражском университете (1390–1396) и стал магистром. С 1398 г. преподаёт и занимает административные должности в этом университете. В 1400 г. рукоположен в сан священника. Спустя два года Г. начал выступать с кафедры Вифлеемской церкви в Праге, где ежедневно произносились проповеди на чешском языке. Возникшая здесь община стала центром противостояния немецкому засилью в церковной жизни тогдашней Богемии. К этому времени, благодаря усилиям Иеронима Пражского, в Богемии были достаточно известны идеи и труды Уиклифа. Знакомство с ними повлияло на взгляды Г. Он воспринял точку зрения английского теолога на примат Библии в церковных делах. Отсюда следовало отрицание иерархического устройства церкви, а тем более — покупки и продажи церковных должностей (симонии). В то же время Г. оставался вполне лоялен ко многим другим установлениям католической доктрины. Дискуссии 1403–1408 гг. о положениях Уиклифа выявили раскол в Пражском университете, причём не только из-за теоретических расхождений, но и по национальному признаку. Г. и другие защитники идей Уиклифа были чехами, их противники — немецкими теологами. В 1409 г. Г. добился у короля отмены привилегий немецких профессоров, после чего те покинули Прагу и основали свой университет в Лейпциге. Однако пражский архиепископ, выполняя волю Папы Римского, запретил проповедь реформаторских идей в церквях. Г. не подчинился этому решению и в 1410 г. был осуждён архиепископом, а экземпляры трудов Уиклифа подверглись сожжению. Конфликт усугубился в 1411–1412 гг., когда Г. публично критиковал предложение Папы Римского отпускать грехи участникам крестового похода против христиан Неаполитанского королевства. В ответ Рим отлучил Г. от церкви и тот был вынужден скрываться на юге Богемии, где создал наиболее известные сочинения — «О Церкви» и «О симонии». В 1414 г. Констанцский Вселенский собор Римско-католической церкви решал вопрос о воссоздании церковного единства. Среди трудных тем было и разномыслие в связи с реформаторскими настроениями многих католиков. Под гарантии безопасности от императора Сигизмунда Г. прибыл на собор. В это время его сторонники в Праге стали причащать мирян «под обоими видами» (sub utraque specie; отсюда прозвание «утраквисты»), что было поставлено в вину самому Г. Он был заключён в тюрьму, судим собором и обвинён в ереси. Отказавшийся отречься от своих убеждений, Г. был сожжён. Авторитет имени Г. и поныне сохраняется в христианстве: каждая конфессия находит в его взглядах нечто для себя приемлемое; протестанты полагают его предшественником и вдохновителем Лютера (см. также гуситы). Теги: католицизм, протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |