|
Персоналии КлибановКЛИБАНОВ, Алексáндр Ильич (1911–1994) — советский историк, религиовед, исследователь русского религиозного сектантства. Окончил Ленинградский университет (1932) со специализацией по истории религии и атеизма, сотрудничал в издательстве «Атеист», работал в ленинградском областном совете Союза воинствующих безбожников СССР и в Музее истории религии, руководил рядом научных экспедиций по изучению религиозных верований в нескольких областях РСФСР, в Институте истории СССР занимался исследованием народных социальных утопий в феодальной России. Ведущей темой научной деятельности К. было христианское сектантство в России. Его первые работы об этом носили в большей степени публицистический характер («Классовое лицо современного сектантства», 1928; «Меннониты», 1931), однако уже свидетельствовали о стремлении в непосредственном общении понять изучаемую среду и дать ее дифференцированное типологическое описание. Интерес к теме поддерживался общим представлением о созвучии коллективных форм ведения хозяйства «трудовыми слоями сектантов» социалистическому общественному строю, подтверждением чему должны были стать социологические исследования. Идеологические обстоятельства 1930-х – середины 1950-х гг. воспрепятствовали проведению этой работы. Труды К. в этом направлении ограничивались историко-социологической реконструкцией религиозного разномыслия в России раннего Нового времени («Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв.», 1960). С конца 1950-х гг. попытки исследования состояния христианского сектантства возобновились. Под руководством К. в 1959–1961 были осуществлены научные экспедиции в Тамбовскую, Липецкую и Воронежскую области (часть результатов была изложена в статье «Современное сектантство и его преодоление: по материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1960 г.», 1961). На их опыте формировалась методика (интервью, наблюдение, сбор документального материала) последующих массовых обследований религиозности в первой половине 1960-х гг. Под редакцией К. в 1967 г. вышел сборник трудов «Конкретные исследования современных религиозных верований: Методика, организация, результаты» с итоговыми данными проведенных обследований. Был собран большой и разносторонний эмпирический материал. Обнаружились и существенные пробелы ― редко использовались выборочный и монографический методы, математико-статистическая обработка полученных результатов как правило на применялась. Для обоснования и теоретического развития исследований сектантской религиозности К. продолжил историко-социологический анализ как самого сектантства, так и попыток его научного изучения в советское время («История религиозного сектантства в России: 60-е гг. XIX в. – 1917 г.», 1965; статья «Пятьдесят лет научного исследования религиозного сектантства», 1967; «Религиозное сектантство и современность: Социологические и исторические очерки», 1969). Он участвовал в некоторых полевых исследованиях 1969–1970 гг. (в Пензенской и Тамбовской областях), но главным образом занимался историческим и теоретико-методологическим аспектами социологического изучения сектантства (статья «Верующий в современном мире. Размышления над страницами социологических исследований», 1970; «Проблемы изучения и критики религиозного сектантства», 1971; «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем», 1973; «Из мира религиозного сектантства. Встречи. Беседы. Наблюдения», 1974). Со второй половине 1970-х гг. начинают публиковаться труды К., посвященные более общим проблемам истории религии и духовного развития России («Народная социальная утопия в России. Период феодализма», 1977; «Народная социальная утопия в России. XIX век», 1978; статья «Религия как предмет науки», 1989. ― в соавт.). В период «перестройки» он высказывается о необходимости нового подхода к религии (статья «Социализм и религия», 1988, ― в соавт.), пишет работу об историческом значении принятия христианства на Руси («Крещение Руси: история и современность», 1988, ― в соавт.), возглавляет авторский коллектив обстоятельного религиоведческого исследования «Русское православие: вехи истории» (1989). Обобщающий труд К. «Духовная культура средневековой Руси» (издан в 1996) был посвящен сосуществованию сакральных и секулярных начал в отечественной культуре Средних веков, противостоянию ориентированного на общинный коллективизм массового народного мировоззрения и личностных мотивов в духовных исканиях. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |