|
Персоналии ЛютерЛЮТЕР<#whitespace />Мартин (1483–1546) — выдающийся теолог и церковный деятель эпохи Реформации, основоположник немецкого протестантизма. Из саксонской крестьянской семьи. В 1505 г. окончил Эрфуртский университет со степенью магистра. Его теологическое образование было в традиции так называемого «современного пути» — распространённой в XIV–XV вв. концепции, согласно которой оправдания и спасения можно добиться собственными усилиями по духовному усовершенствованию, если строго выполнять условия установленного Богом Завета. Наряду с этим, Лютер был знаком и с учением Аврелия Августина о божественном предопределении, в соответствии чему спасение полностью зависит от воли и благодати Бога. В июле 1505 г. Лютер поступает в Эрфуртский монастырь августинского ордена, где вскоре принимает монашество. Там он продолжил изучение теологии. В 1507 г. Лютер был рукоположен в священники Римско-католической церкви, а год спустя приглашён преподавать этическое учение Аристотеля в Виттенбергский университет. Ещё через год, вернувшись в Эрфурт, он читает в университете лекции по классическому тексту католицизма — «Сентенциям» Петра Ломбардского. В 1510 г. по делам ордена Лютер посещает Рим, откуда возвращается с разочарованием от церковных нравов папской столицы. Годом позже он переезжает в Виттенберг, где становится вскоре доктором теологии и профессором библеистики местного университета, по поручению магистрата проповедует в городской церкви. Теологически осмысливая проблему спасения, Лютер стремился найти решение в «первоисточнике» — Священном Писании. В его понимании ветхозаветный образ Бога как бескомпромиссного судьи, которому следует неустанно угождать подвигами благочестия, пребывая всё время в страхе Божьего гнева, не совмещался с тональностью новозаветного благовествования, где Бог есть любовь. Размышления над Библией привели Лютера к новому толкованию спасения. Грех человека настолько повредил его природу, что никакие исключительные заслуги этого не изменят, считал Лютер. Только Бог, любящий своё творение, искупает греховность рода человеческого через явление в мир, страдания и смерть Иисуса Христа. Если правосудие Бога открывается в Евангелии, то оно будет не в наказании за грехи, а в их прощении всем уверовавшим в искупительную жертву Христа. Это подтверждается общностью установок Ветхого Завета (Авв. 2:4) и Нового Завета (Рим. 1:17), которые передают единую волю и милосердие Бога: «праведный верою жив будет». Ничего иного, сверх оправдания верой, от человека не требуется. Чтобы вера не была всуе, христианин должен иметь точное наставление в ней, которым является исключительно Священное Писание. Вселенские соборы, папы Римские, отцы церкви могут ошибаться; Библия — непогрешима. Критики Лютера неоднократно замечали, что его аргументы о приоритете веры над «делами Закона» опираются на спорное толкование слов апостола Павла (Гал. 2:16, Рим. 3:28, Еф. 2:9 и др.) об утрате спасающей силы ритуальных предписаний после жертвы Христа. Лютер использовал слова, адресованные иудеям, против католической церковной доктрины. Но в атмосфере реформационных настроений эпохи такой поворот был убедителен, поскольку основывался на самом авторитетном в христианстве источнике — Слове Божьем. К тому же вера не отменяла добрые дела — по Лютеру они нужны не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а как живой и деятельный процесс постоянного подтверждения обращённости человека к Богу. Вывод о том, что спасающая благодать даруется только по вере и непосредственно от Бога, меняет отношение к церковной иерархии. Служители церкви должны помогать христианину в его религиозной жизни, но не могут быть распорядителями благодати и тем более — торговать ею. Из этого следует лютеровское понимание индульгенций, которое было высказано в знаменитых 95 тезисах 1517 г. Он не осудил тогда саму возможность индульгенций, тезис 71 прямо гласит: «Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят». Его неприятие вызвала практика их распространения, когда акты веры замещались отпущением грехов за плату и без покаяния, что наносило вред авторитету церкви. Но даже умеренное требование Лютера устранить церковные злоупотребления вызвало осудительную реакцию. На последовавших диспутах 1518–1519 гг. представители римской курии безуспешно добивались отречения Лютера от выдвинутых идей. В лейпцигской дискуссии 1519 г. с Иоганном Экком Лютер отверг непогрешимость пап и соборов церкви, одобрив ряд суждений Уиклифа и Гуса. После этого постановлением (буллой) папы Римского Льва X в 1520 г. Лютера обвинили по 41 пункту в ереси. Было предписано сжигать его труды. В ответ он публично сжёг текст папской буллы и церковные книги по каноническому праву. В 1520 г. был написан ряд программных трудов Лютера. Прежде всего, это послание «К христианскому дворянству немецкой нации. Об исправлении христианства». Здесь утверждается общность всех крещёных во имя Христа — мирян и духовенства — в едином религиозном состоянии верующих. Различны могут быть лишь функции, или «служения». Церковь понимается как невидимое, но реальное духовное сообщество христиан, обладающее при этом «внешним телом» земной организации. Наблюдаемый беспорядок видимого её состояния требует от светских властей участия в правильном устройстве церковной жизни, считал Лютер. Другой его труд — «О вавилонском пленении церкви» — посвящён реформе культовой практики. Он предложил сохранить только те таинства, которые были установлены самим Христом — крещение и причащение. Миряне должны допускаться к чаше причастия. Хлеб и вино в таинстве не теряют природной своей субстанции, но лишь становятся внешними элементами, которые без участия священника, в силу Слова Божьего передают реальное присутствие Христа. Позднее, в 1529 г., Лютер заметит, что слова Библии не должны толковаться символически, а буквальное их значение указывает на действительное присутствие Тела и Крови Христа «в, под, с» хлебом и вином. Наконец, в трактате «О свободе христианина» он отрицает любое принуждение в духовных делах, поскольку судьба «оправданного верой» уже не зависит от церковных установлений. В мирской же жизни требуется осознанно подчиняться властям как представителям богоустановленного порядка. Император Карл V в 1521 г. вызвал Лютера на имперский сейм в г. Вормсе для разбирательства. Ни свидетельств Священного Писания, ни ясных доводов разума, переубедивших бы Лютера, его противникам найти не удалось, и он отказался отречься. Незадолго до этого папский указ отлучил Лютера от церкви. После событий в Вормсе было официально объявлено об имперской опале Лютера. В 1521–1522 гг. Лютер скрывался под покровительством курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого в замке Вартбург. Здесь за одиннадцать недель он создал немецкий перевод Нового Завета с греческого текста. Перевод Ветхого Завета он завершил много позже — в 1534 г. В 1524 г. он формально расстался с монашеством, а год спустя женился. Свои теологические идеи после Вормского эдикта Лютер выразил трактатом 1525 г. «О рабстве воли». В нём, полемизируя с Эразмом Роттердамским, он доказывал полную зависимость человека от предопределения и благодати Бога. Радикализм реформационных выступлений в Виттенберге и др. городах, Крестьянская война в Германии и прочие потрясения побудили Лютера к консервативным суждениям о религиозных и социальных вопросах. В 1529 г. марбургская дискуссия со швейцарскими реформаторами по поводу пресуществления окончательно разделила его с У. Цвингли и его приверженцами. В то же время реформационное учение Лютера распространилось уже не только в Германии, но и во многих европейских государствах. «Протестация» на запрет лютеранской реформы рейхстагом 1529 г. вызвала в стране междоусобицу, которая привела к конфессиональному расколу и приостановилась только с подписанием Аугсбургского религиозного мира в 1555 г., уже после смерти Лютера. Последний период жизни реформатора прошел в работе над теологическими сочинениями, проповедовании, уточнении главного труда — перевода Библии. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |