КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Меланхтон

МЕЛАНХТОН (грецизиров. от Шварцерд)<#whitespace />Филипп (1497–1560) — религиозный деятель Реформации, соратник Лютера, систематизатор протестантского учения и теологии. Выходец из образованной среды, внучатый племянник Рейхлина. Учился теологии, медицине и юриспруденции в университетах Гейдельберга и Тюбингена. Уже в 1518 г. стал профессором греческого языка в Виттенбергском университете, с 1519 г. преподавал теологию. Здесь он познакомился и сдружился с Лютером.

Главной теологической работой М. считается труд 1521 г. «Общие принципы (Основы) теологии», который неоднократно перерабатывался и дополнялся в последующих изданиях 1535, 1543, 1548, 1555 гг. Отвергая философские увлечения первых отцов церкви и средневековый схоластический аристотелизм, М. провозгласил единственным непогрешимым основанием теологии Библию. Только через Священное Писание можно приблизиться ко Христу, а значит обрести «лекарство спасающее». Поэтому церковный ритуал оказывался безразличен для спасения. В Библии же М. черпал и последовательность теологических рассуждений.

Отличительной чертой его творческой манеры была ясность изложения и склонность к систематизации. Труды М. стали образцовыми в лютеранской теологии. Им присуща упорядоченность и взвешенность формулировок. Благодаря его деятельности теологическое образование в лютеранских университетах приобрело большую основательность: ему принадлежат учебные издания по психологии, филологии, моральной философии, библейские комментарии, толкование Никейского Символа Веры.

М. поддерживал Лютера в марбургской дискуссии 1529 г. с Цвингли о причастии, хотя позднее несколько изменил своё отношение к тезису о «действительном присутствии» Христа в хлебе и вине, толкуя этот вопрос ближе к кальвинистской позиции (см. Кальвин). Последователи Лютера не раз критиковали его взгляды как отступничество. Тем не менее, именно М. принадлежит составление наиболее значимых в лютеранстве вероизложений — Аугсбургского исповедания веры и Апологии Аугсбургского исповедания (1530). Им же написано приложение «О власти и верховенстве папы» к Шмалькальденским артикулам Лютера. Возглавив после Лютера реформационное движение в Германии, М. способствовал выработке условий Аугсбургского религиозного мира (1555) и окончательному признанию лютеранства.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.