КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Мюнцер

МЮНЦЕР Тóмас (ок. 1489–1525) — немецкий теолог эпохи Реформации, предводитель плебейского движения в период Крестьянской войны в Германии (1524–1526). Из семьи состоятельного ремесленника. Учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, затем стал священником. В начале Реформации — приверженец идей Лютера.

Примерно с 1520 г. его теологические и социальные воззрения приобретают радикальный характер. Представление о перспективе спасения смещается от идеи эсхатологического финала в сторону земной жизни, при которой М., подобно мистику XII в. Иоахиму Флорскому, усмотрел возможность «торжества Святого Духа». Однако ожидание этого блаженного состояния не должно быть пассивным. Человеку назначено от Бога соработничество, т. е. активное делание в переустройстве жизни на евангельских началах. Отсюда следует высокая роль Священного Писания как Слова Божьего, которое должно быть доступно каждому христианину, причем минуя любые церковные интерпретации. Мёртвой букве доктрин и традиций М. противопоставляет живой дух веры.

Чем выше уровень веры, считал М., тем яснее человек понимает богоустановленный план земной жизни. Единение с божественной волей дает христианину убеждённость в провиденциальной оправданности собственных поступков. Естественно, что такие поступки не могут быть эгоистичными. Бог — это универсально всеобщее. Потому и человеческое действие должно быть направлено только к всеобщему благу. Но, сделав божественный замысел содержанием своего сознания, человек становится суверенным в посюсторонних делах — здесь над ним неправомочен никакой церковный или государственный авторитет.

Идея непосредственного божественного присутствия в разуме и делах людей наполняет жизнь особым смыслом: борьба с угнетением, имущественным и социальным неравенством, религиозным принуждением и т. п. превращается в следование «божественному праву». С этих позиций М. поддержал идеологию анабаптистов и сам внёс в неё радикальную аргументацию. Под его влиянием составляется «Статейное письмо» 1525 г. — программный документ освободительного движения крестьян. М. становится одним из вождей восставшего крестьянства в Саксонии и Тюрингии. Развернувшуюся в Средней Германии войну он провозглашает началом общего построения «Царства Божьего на земле», проповедуя скорое наступление времён евангельской свободы и братства. В сражении при Франкенхаузене Мюнцер попал в плен и после пыток был казнён.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.