КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Нибур

НИБУР Рейнхольд (1892–1971) — американский теолог, представитель протестантской «неоортодоксии». Из семьи лютеранского священника. В 1915–1928 гг. сам был пастором евангелической церкви «Вефиль» в г. Детройт. С 1928 по 1960 гг. преподавал теологические дисциплины в Нью-Йорке.

Его теологическая концепция развивалась в полемике с традицией либеральной теологии и идеями социального евангелизма. За образом «Царства Божьего на земле», полагал Н., стоят совсем не евангельские нормы этики. По сути, этот образ идеализирует стандарты поведения, стремящегося к мирскому благополучию. А их подоплёкой является погоня за наживой, безразличие к людям. Корыстные мотивы присущи даже пасторам и проповедникам, отмечал Н. в своём дневнике «Страницы из тетрадей прирученного циника», опубликованном в 1929 г. В реальной жизни нет места абстрактным и универсальным идеалам. Все интересы имеют конкретную социальную и имущественную привязку. Наблюдение за обществом в условиях экономического кризиса и Великой депрессии в США 1929–1933 гг. позволило Н. критически отнестись к упованиям на благотворность нравственного идеализма христианской веры для практической жизни. Об этом была его работа «Нравственный человек и безнравственное общество» 1932 г. Из подобных выводов следовало и толкование Н. причин происходящего.

Причина социальных бедствий и пороков — в фундаментальности греха. Он не сводим просто к эгоизму или невежеству. Грех коренится в самой природе человека как сотворённого существа. Но эта же сотворённость делает людей причастными Богу. Возникает трагическая двойственность конечного и вечного, зависимого и свободного начал в человеке. Предположение о присутствии Бога в мире, которое сняло бы трагизм ситуации, Н. считал несостоятельным. Бог трансцендентен миру, находится за пределами какого-либо чувственного восприятия и разумного познания. Однако пессимизм этого открытия можно преодолеть, если осознать свою полную зависимость от Бога. Тогда человек освобождается от иллюзий и наивных упований на глобальное переустройство жизни. Христианский реализм предписывает просто заниматься непосредственной практической деятельностью и в этом видеть исполнение своего долга перед Богом. «Царство Божие» будет в таком случае провиденциальной эсхатологической перспективой, обнадеживающей верующих своей конечной неотвратимостью.

Рассуждениям на данную тему Н. посвятил серию лекций 1939 г. в Эдинбургском университете, вышедших в двухтомном издании 1941–1943 гг. под названием «Природа и судьба человека». В дальнейшем центральной для его воззрений становится преимущественно религиозно-историософская тематика («Вера и история», 1949; «Ирония американской истории», 1952 и др.).


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.