КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Трёльч

ТРЁЛЬЧ Эрнст (1865–1923) — немецкий протестантский философ и социолог религии, представитель либеральной теологии. Из семьи врача. Теологическое образование получил в 1883–1888 гг. в университетах Берлина и Геттингена. В 1890–1891 гг. был на лютеранской церковной должности в Мюнхене. С 1891 г. преподавал в университетах Геттингена и Бонна. В 1894–1915 гг. профессор систематической теологии Гейдельбергского университета, с 1917 г. до конца жизни — профессор философии в Берлинском университете.

Общая проблема, в рамках решения которой Т. рассматривает вопросы религии, это соотношение Откровения и истории мира. Откровение носит абсолютный характер. Столь же безусловна и способность человека воспринимать Откровение: она априорна, врождена человеческой природе от сотворения. Об этом Т. писал в работе 1905 г. «Психология и теория познания в науке о религии». Однако сам человек принадлежит к культуре и истории, которые имеют пределы во времени и внутренне изменчивы. Поэтому общая религиозная идея всегда реализуется в исторически-конкретном виде. И здесь проявляется воздействие уже внерелигиозных — социальных, экономических, политических и т. п. факторов. В соответствии с их влиянием на разных этапах истории формируются различающиеся между собой интерпретации вечных истин Откровения.

Т. исследовал эту особенность на материале христианской истории («Абсолютное значение христианства и история религии», 1902). Оказывается, что на каждой стадии своего существования христианские институты, догматика, каноны и даже нравственные установки несут отпечаток социально-экономических условий своего времени («Политическая этика и христианство», 1904). В свою очередь, конкретные формы христианской организации, культивируя тот или иной тип религиозного поведения, существенно влияют на исторические процессы. В частности, Т. разделял высказанную Вебером характеристику роли протестантизма, особенно кальвинизма, в формировании капиталистического общества и современной ему европейской культуры («Значение протестантизма для возникновения современного мира», 1906).

Содержание истории во многом зависит от взаимодействия социальных структур, в деятельности которых раскрываются духовные искания человечества. К таковым Т. относит и религиозные образования — церкви, секты, мистические общины. Всё это есть «самостоятельные социологические типы» реализации христианской идеи применительно к интересам и возможностям различных общественных слоёв. В двухтомном труде «Социальные учения христианских церквей и групп» (1912) Т. подробно описывает специфику каждого типа, его историческую обусловленность.

Если сущность религии надмирна, то явления её социальны. Поэтому столь же обусловленными земными обстоятельствами оказываются и глобальные религиозные системы. Среди них нет ни одной с вневременным статусом, включая и христианство. Другое дело, что христианская вера, согласно Т., своей универсальностью наиболее подходит из всего существующего для полного преобразования основ современного мировоззрения. Идея божественного присутствия в мире становится связующей воедино все грани земного бытия, фундаментом «культурного синтеза», в котором восстанавливается подлинная гармония вечного и сотворённого.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.