|
Персоналии УайтфилдУАЙТФИЛД (Whitefield) Джордж (1714–1770) ― теолог и проповедник,<#whitespace />идеолог<#whitespace />религиозного пробуждения и возрождения духа апостольской церкви (ривайвелизма). Родился в Англии. Получил теологическое образование в Оксфорде, где познакомился в 1732 г. с братьями Джоном и Чарльзом Уэсли и участвовал в созданном ими «Святом клубе» ― кружке ревнителей христианского служения. Став в 1736 г. англиканским священником, У. быстро обрёл известность благодаря ярким и эмоциональным проповедям. Особенную славу ему принесла практика массовых молитвенных собраний на открытом воздухе, выступлениями на которых У. вызывал страстную экзальтированную реакцию прихожан. Популярности У. способствовала и его энергичная деятельность на ниве «Великого пробуждения» 1730–1750-х гг. среди британских колонистов в Северной Америке. Предшествовавший этому период характеризовался нарастанием формализма в религиозной жизни, утратой былого энтузиазма. Многие местные проповедники были скомпрометированы пренебрежением к нуждам прихожан и «охотой за ведьмами». Резким диссонансом всему этому стали призывы прибывшего из Англии У. против рутинизации веры, за духовное пробуждение каждого христианина. Здесь он встретил сочувственное отношение и поддержку авторитетного американского пастора-конгрегационалиста Джонатана Эдвардса. Долгое время У. проповедовал как в своём северо-американском приходе в Джорджии, так и собственно в Англии (Бристоль). В Уэльсе им была основана кальвинистская методистская церковь. К методизму У. склонялся ещё с 1735 г. ― в созвучии с идеями своего старшего друга Д. Уэсли. Это, правда, не помешало нескольким диспутам между ними о трактовке предопределения и свободы воли. Поскольку Иисус Христос своей жертвой искупил первородный грех, учил У., то причастные ко Христу через веру также освобождаются от бремени этого греха, что открывает дорогу к спасению. Остаются только личные грехи, нравственные пороки самого человека. Но от них вполне можно очиститься постоянным обращением к Богу во всех жизненных ситуациях. Доктрине абсолютного предопределения противопоставлялась возможность ещё при жизни заслужить спасение личной верой. Покаяние и обращение, по взглядам У., приводят человека к состоянию мгновенного личного духовного переустройства — т. н. освящения или «рождения свыше» (Ин. 3:3). Следствием становится полное освобождение от печати первородного греха и от его наследия в индивидуальной греховности. Поддерживая достигнутое состояние повседневным благочестием человек избавляется от мирских пороков и социального зла. Соч.: 1. George Whitefield’s Journals. N. Y., 2000. 2. Letters of George Whitefield, for the Period 1734–1742. N. Y., 1976. 3. Select Sermons of George Whitefield. N. Y., 1957. 4. The Lord Our Righteousness. N. Y., 1997. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |