КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Уинтроп

УИНТРОП Джон (1588–1649) — теолог-конгрегационалист, религиозный и политический деятель. Из английской семьи богатых землевладельцев. Получил образование в Кэмбридже и занимался юридической практикой. Участвовал в парламентской оппозиции. Будучи ревностным пуританином, считавшим своим долгом перед Богом противостояние католической экспансии в Северной Америке, У. организовал большую переселенческую экспедицию протестантов в Новую Англию. Здесь была основана Массачусетская колония, губернатором которой стал У.

Пересекая Атлантику в 1630 г., У. произнёс проповедь «Образец христианского милосердия», ставшую своего рода программой построения богоизбранного общества на американской земле. Ключевое понятие проповеди — «Город на холме» (Ис. 2:2–3, Мф. 5:14 — английские версии Библии используют слово, переводимое как «холм», в русском Синодальном переводе — «гора»). Это будет образцовое воплощение избранными воли Бога. Оно станет оплотом спасительной веры, где найдут пристанище все «блаженные духом».

Образование и развитие американского общества У. видел как священное предприятие, создание нового Сиона, который будет центром царствия Бога на земле. Теологию У. отличала манера символического истолкования любых природных и социальных событий в жизни переселенцев как божественных указаний. В своём дневнике («Журнал Уинтропа» 1630–1649 гг., полностью был опубликован на рубеже XVIIIXIX вв.) он описывает историю пуританских поселений, их борьбу с лишениями и духовными смутами, в аналогиях картинам библейского ветхозаветного исхода.

В управлении колонией У. также руководствовался теологически осмысленной библейской мотивацией. Он разделял идею Кальвина о сосуществовании «видимой» и «невидимой» церквей. К «невидимой» принадлежат предызбранные к спасению. Но так как достоверно обнаружить таковых невозможно, то все уверовавшие во Христа полагают себя в этом качестве и образуют «видимую» церковную структуру. Лидерство в ней должно принадлежать тем, кто признан конгрегацией как наименее склонный к греху — «святым». Их благочестие ещё не является знаком спасения, но всё-таки указывает на его высокую вероятность (т. н. «санктификация»). Они же могут составлять и органы гражданского управления — магистраты, поскольку церковь воплощает истину Бога на земле, а это предполагает создание определённого общественного устройства. Таким образом реализуется ковенант — соглашение между Богом как верховным правителем и человеческим обществом.

Идея совмещения мирского и церковного начал обусловила теократическую тенденцию в административной деятельности У. Отсюда следовала его непреклонность в осуждении несогласных с особой ролью «святых» в обществе, как это было, например, на бостонском процессе по делу Энн Хатчинсон в 1637–1638 гг. Теологическая концепция провиденциальной миссии строителей «нового Ханаана» рассматривала религиозное разномыслие как происки диавола, препятствующие воздвижению «Города на холме». В дальнейшем этот круг взглядов У. был воспринят теорией и практикой американского фундаментализма<#whitespace />протестантского.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.