КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Уэсли

УЭСЛИ Джон (1703–1791) — основатель методистской церкви, один из инициаторов движения за «евангельское пробуждение». Из семьи приходского священника-пуританина. Образование получил в Оксфорде. В 1725 г. стал англиканским священником, затем преподавал в оксфордском Линкольн Колледже. Здесь в 1729 г. им и его братом Чарльзом Уэсли (1707–1788) был организован кружок ревнителей христианского служения — Святой Клуб, обсуждавший возможные пути обновления «высокой церкви» и придания ей большей действенности.

В 1735–1737 гг. У. без особых успехов занимался миссионерством среди североамериканских индейцев в Джорджии. Невысокий результат своей миссии он объяснил неопределённостью личного духовного состояния. Считается, что обрести ориентиры ему помогло знакомство с проповеднической деятельностью гернгутеров — ветви движения чешских братьев. Общение с ними в 1737 г. существенно повлияло на религиозное мировоззрение У.: пиетистская уверенность в личном спасении через обращение к Христу стала для него убедительным доводом в пользу собственных обновленческих исканий.

Вернувшись в Англию, У. выразил явное неприятие в отношении распространившихся к этому времени настроений свободомыслия, увлечений деизмом, а также бесплодного, по его мнению, церковного морализаторства. Он всё больше утверждался во взгляде на прощение грехов и спасение исключительно по вере в Иисуса Христа, без какого бы то ни было посредничества.

Окончательный поворот в воззрениях братьев У. произошёл в 1738 г. под влиянием впечатлений от комментария Лютера на «Послание к Галатам» (у Чарльза) и лютеровского предисловия к «Посланию к Римлянам» апостола Павла (у Джона). С этой поры «истинным основанием христианства» для У. стало обращение, оправдание только одной лишь осознанной верой и, уже в качестве плода веры, освящение.

Проповедь спасения через веру во Христа диктовала исключительность новозаветного благовествования в противовес устоявшемуся укладу церковной жизни. Англиканская церковь отнеслась к евангелизаторским начинаниям У. крайне недоброжелательно. Для него и других методистов, как стали называть приверженцев усердной евангелизации, были закрыты кафедры церквей, отказано в праве назначения священников. С 1739 г. У. и его единомышленники начали проповедовать под открытым небом в разных местах Англии, Ирландии и Шотландии. Каждый проезжал за год тысячи километров верхом (нередко их именовали «божьими всадниками»). По словам У., весь мир стал для него огромным приходом. Отвергнутый официальной Церковью Англии, он, в конце концов, начинает формировать самостоятельные общины своих последователей, объявляет пресвитеров равными по благодати епископам, сам рукополагает священников — т. е. создает параллельную англиканству методистскую церковь.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.