|
Персоналии ШвейцерШВЕЙЦЕР Áльберт (1875–1965) — представитель традиции христианского гуманизма, теолог, врач, музыковед, лауреат Нобелевской премии мира 1952 г. Родился в семье священника евангелической общины. Изучал философию и теологию в Страсбургском университете, где впоследствии, в 1902 г., преподавал экзегетику. Занимался исследованием философии религии И. Канта в Сорбонне. Получил также медицинское образование. В 1903–1905 гг. Ш. возглавлял теологическую семинарию Св. Фомы в Страсбурге. Некоторое время служил евангелическим пастором. В 1913–1917 гг. и с небольшими перерывами после 1923 г. — руководил больницей-миссией в Ламбарене (Габон), продолжая при этом деятельность теолога. Теологическая позиция Ш. выражена прежде всего в труде 1906 г. «От Реймаруса к Вреде. История исследований жизни Иисуса». Здесь он выступил против изысканий либеральной теологии, стремившейся путём исторической реконструкции извлечь из под позднейших наслоений изначальную проповедь Иисуса и представить её как вневременную программу христианской жизни. Такой подход, считал Ш., будет приспособлением к потребностям современности (например, в идее Царства Божьего на земле) апокалипсических пророчеств Священного Писания, на самом деле чуждых нынешнему христианству. Истинный смысл новозаветной проповеди состоит, по его мнению, в указании на эсхатологический финал: падение земного миропорядка и наступление господства Божьего с грядущим концом этого мира. Поскольку подобного события, равно как и второго пришествия до сих пор не произошло, то установленный вероучительной традицией образ Иисуса Христа можно считать несостоятельным. Он есть творение ума теологов, так же как и последующая догматика. Все христианские церковные каноны столь же рукотворны и потому необязательны для спасения. В то же время Ш. был не чужд либерально-теологических взглядов. Он полагал, что примером евангельского Христа Бог показал людям как можно преодолеть плотскую слабость и земные страсти, возвыситься до нравственности. Христос стал убедительным образцом действенной любви и братской помощи. Вдохновляясь им, люди обретают в себе божественное присутствие в виде устойчивого морального начала. Призвание человека — встать на путь практического приложения веры, которое заключено не в доктринальных умозрениях, а в делах. Важная роль отводится Ш. терпимости и уважению к опыту др. религиозных традиций (работа 1924 г. «Христианство и мировые религии»). Комментируя новозаветные послания в труде 1930 г. «Мистика апостола Павла», Ш. выводит нравственную максиму христианского поведения: жить, глядя в вечность, но находясь на почве реальности. Из богосозданности жизни следует долг благоговения перед ней, т. е. неустанные усилия по её защите и поддержанию. В осознании этого и коренится начало религии. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |