КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Рассел Б.

Рассел (Russell) Бертран Артур Уильям (1872–1970), англ

Рассел<#whitespace />(Russell) Бертран Артур Уильям (1872–1970), англ. философ, логик, математик, этик, педагог, социолог, обществ. деятель. Один из основателей Пагуошского движения ученых за мир, соавтор «Манифеста Рассела-Эйнштейна», предложивший основания нов. политич. мышления как систему совр. отношений в мире. Лауреат Нобелевской премии по лит-ре (1950). Р. — это целый мир, полный многообразия и красок, мир противоречий, являющийся частью совр. зарубежной культуры. Это — «последний из буржуазных энциклопедистов, научная искренность к-рого в разыскании истины дала многое для общечел. культуры.

В философии разделяют «раннего», «зрелого» и «позднего» Р. Огромное влияние на формирование его как философа оказал естеств.-науч. материализм. В своих филос. построениях он исходил из синтеза четырех наук: физики, физиологии, психологии и математич. логики. Последняя использовалась для построения структур, передающих свойства элементам, у к-рых не достает математич. логики. Последняя использовалась для построения структур, передающих свойства элементам, у к-рых не достает математич. пластичности. Именно поэтому Р. ищет сначала понимания осн. процессов истории Вселенной в теоретич. физике, решает проблему познания пространств.-временного порядка физич. мира, к-рый представляется ему смешанным: материальная, перцептуальная и идеальная реальности, свойства и отношения сосуществуют, образуя цельное бытие как реальность, как систему.

Р. — основатель философии логич. атомизма и логич. анализа, а также неореализма. Во всех этих направлениях проявляется желание приложить средства философии, математики и математич. логики к теоретико-познавательным проблемам. Итог этого — абсолютизация логич. и физич. знаний — проявление типичной сциентистской иллюзии о возможности унификации науч. знания на осн. естеств. наук. В конечном счете он совмещает психологизацию процесса познания с созерцательно-сенсуалистич. т. зр. на знание.

В филос. эволюции Р. были моменты увлечения англо-гегельянством, логич. атомизмом, неореалистич. эмпиризмом и неоюмизмом. Он — автор оригинальных парадоксов теории множеств и варианта аксиоматической теории множеств, попытки сведения математики к логике, теории логицизма, а также дескрипций, концепций знака, значения и истины. Энциклопедич. образован. давало ему возможность остро чувствовать динамику процессов, происходящих в естествознании. Он был своеобразным индикатором этих явлений, так же как и социально-политических, и нравственно-гуманистических. В социологии в основе историч. процессов он усматривал страсти. В этике и политике он, как либерал, выступал против поглощения личности об-вом и гос-вом. Свободомыслящий, отвергающий христианство, его этику, культы, доказательства бытия бога, критик фашизма и насилия в междунар. отношениях, Р. сосредотачивался на частных задачах и парадоксах, но при этом он обладает и целостным видением мира. Он демонстрирует и непоследовательность, методологическую плюралистичность, но спонтанно, в силу объективной возможности. Все эти несоответствия проявляются потому, что у него нет целостной мировоззренческой платформы. Драматизм состоит в том, что он, как зеркало, отражает динамику и несоответствия в стыковке материалистического и идеалистического мировоззрений, неустоявшихся межнаучных связей. Отсутствие целостности в его платформе мироотражения — это результат того же самого естествознания. В отличие от других совр. зап. мыслителей Р. стремился к целостному мировосприятию, отличительной чертой к-рого является размывание границ между естеств.-научной теорией и философией на совр. этапе их развития.

Гуманист и энциклопедист, Р. выдвинул идею создания Совета мира, пытался помочь человеку преодолеть инстинкты страха и агрессии. Противник диалектики и философии марксизма, он был в Советской России в 1920, встречался с Лениным, Блоком, Троцким, Горьким. Пренебрежение ученого к предрассудкам своей социальной среды, бескомпромиссность в служении истине приводит его к пересмотру своих идеологических иллюзий и установок. Его эволюция идет по восходящей линии, маяком которой служит научная искренность философа и ученого. Р. — автор более 60 монографий и огромного кол-ва статей. Существует его рукописный архив в ун-те Мак-Мастера (Канада), к-рый периодически знакомит читателей с неопубликованными рукописями и редкими работами философа. На русс. яз. изданы «Очерки из истории Германской социал-демократической рабочей партии» (1906), «Проблемы философии» (1914), «Дедал и Икар» (соавт. Д.В. Холдейн) (1926), «Человеческое познание» (1957), «История западной философии» (1959), «Почему я не христианин» (1987), целый ряд ст. и рассказов.


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Степанов С.