КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Рерих Н. К.

РЁРИХ (Рерих) Ник

Рёрих (Рерих) Ник. Конст. (1874—1947) — рус. живописец, писатель, философ, археолог, путешественник, обществ. деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893—97) у А. И. Куинджи и на юридич. ф-те ун-та (окончил в 1898), совершенствовался в живописи в Париже (1900—01). С 1901 — секретарь Об-ва поощрения художеств и дир. Рисовальной школы при нем (1906—18). Действ. чл. Петерб. АХ (с 1909). В 1910—19 — председатель объединения «Мир искусства».

Истоки худож. метода Р. — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранних работах из цикла «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений сменяется стремлением художника осмыслить прошлое символически, представить осн. вехи истории человечества как эпизоды единой космич. эволюции. Зрелой (с сер. 1910-х гг.) манере Р., испытавшей воздействие «модерна», византийского и др.-рус. иск-ва, присущи напряженная эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств (с 1906 он писал темперой). К 1910-м гг. относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи, монументального иск-ва и книжной илл., а также замысел путешествия на Восток в поисках общности духовных ценностей Индии и России.

С 1918 Р. жил за рубежом (в нач. 1920-х гг. — в осн. в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии), но он никогда не считал себя эмигрантом, рассматривая себя и чл. своей семьи как путешественников-исследователей, ставящих своей целью «работу на Россию». Р. совершил две большие науч.-худож. экспедиции )1924—28 и 1934—35) по Центр. и Вост. Азии. Особ. ценна по собранным материалам Центральноазиатская (проведенная совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом) экспедиция, во время к-рой была пересечена Центр. Азия (из Индии в Сибирь и из Монголии в Индию через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) Р. посетил Москву и Алтай. Центром изучения археологич. и др. материалов в 1928—42 являлся комплексный Ин-т гималайских исследований («Урусвати»), осн. Р. в долине Куду. Живопись Р. 1920—40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии, символические композиции) отличается «золотой мерой» формы и содержания, эпич. звучанием. Художник открыл для России огромный культурный континент, проявив тонкое понимание сущности природы и культуры Востока.

Р. — автор более 20 худож. и нау.-худож. кн., в к-рых настойчиво проводится мысль о единых истоках культуры России и Индии, о необходимости объединения всего человечества и синтеза нравств. постулатов религий Востока и Запада, ищется то, что связывает эти культуры. Филос. концепцию Р. можно определить как эстетич. пантеизм. Красота, по Р., — разумная и прекрасная упорядоченность мира. Земная жизнь вписана в ритм Вселенной и подвержена воздействию тончайших космич. энергий. Р. указывает на глобально-эволюционное значение психич. энергии, сравнивая ее с мощью космич. Огня. Культуру Р. интерпретирует как меру развития самого человека, высшее единство иск-ва, науки и этики, а творчество — как «выражение основных законов Вселенной. Иначе говоря, в творчестве выражена Красота».

С 1920-х гг. Р. ведет обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на осн. выдвинутого им т. н. Пакта Р. в 1954 в Гааге была подписана Междунар. конвенция по защите культурных ценностей). В 1920-х гг. в США возникли Музей и Об-во им. Р. и его фил. в 30 странах. В 1989 в СССР создан Сов. фонд Рерихов и Всесоюз. ассоциация «Мир через Культуру», ставящая своей целью распр. идей Р. В 1990 на осн. архива семьи Рёрихов, переданного С. Н. Рёрихом, в Москве открылась часть будущего Музея Р.

Соч.: Собр. соч. М., 1914. Кн. 1; Цветы Мории. Берлин, 1921; Пути Благословения. Рига, 1924; Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929; Твердыня Пламенная. Париж, 1932; Священный дозор. Харбин, 1934; Врата в будущее. Рига, 1936; Нерушимое. Рига, 1936; Письмена. М., 1974; Из литературного наследия. М., 1974; Алтай—Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; Adamant. N. Y., 1924; La Joie de l’Art. Paris, 1928; Shambala. — The resplendent. N. Y., 1930; Heart of Asia. N. Y., 1930; Realm of Light. N. Y., 1932; Fiery Stronghold. Boston, 1935; Joy of Art. Amritsar, 1942; Beautiful unity. Bombay, 1942; Himavat. Allahabad, 1947; Himalayas. — The abode of light. Bombay, 1947.

Лит.: Рерих. Пг., 1916; Князева В. П. Н. К. Рерих. Л.; М., 1963; Беликов П., Князева В. Рерих. М., 1972; Полякова Е. Н. Рерих. М., 1973; Сидоров В. На вершинах. М., 1977; Шапошникова Л. От Алтая до Гималаев. М., 1987.


Теги:  теософия, художники, живопись, русская философия
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Степанов С.