|
Персоналии Роберти Е. В.роберти (де Роберти де Кастро де ла Серуа) Евг. Вал. (1843—1915) — рус. философ и социолог, к-рого современники называли «пламенным позитивистом». Воспитанник Александр. лицея. Слушал курсы в ряде зарубежных ун-тов. Один из пионеров рус. социологии (Политико-экономические этюда. СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей, в частности П. Лаврова. После цензурных запретов надолго перебрался в Париж, где стал чл. Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских журналах. Был участником первых пяти мировых конгр. социологии. Мн. работ по проблемам совр. философии, этики и социологии печатал на фр. яз.; они внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились («Новая постановка основных вопросов социологии», 1909; «Понятия и законы вселенной», 1914). Вместе с М. Ковалевским принимал участие в организации и преподавании в Рус. школе обществ. наук в Париже и на первой отечеств. социологич. кафедре Психоневрологич. ин-та. Р. — сторонник «социального психизма», напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма, к-рый признавал его влияние. Он прошел все стадии эволюции социологич. позитивизма — от О. Конта до новейших форм — энергетизма. махизма и др. Был сторонником «почетного компромисса» всех школ позитивизма. К марксизму и неокантианству относился резко негативно. Обществ. жизнь (или «надорганическое явление») есть, по Р., особ. проявление мировой энергии — «социальный психизм», к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей; среди них наиб. важными являются «социальные действия», к-рые придают системность, организованность и законосообразность «надорганическому». Адекватное знание этих характеристик — путь к успешному предвидению и рац. социальным реформам, а не к стихийному приспособлению. Осн. социологич. законом Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов надорганического: знания как исходной функции социального (или коллектив. психич. опыта); мировоззрения (философии, религии) как функции знания; иск-ва как функции мировоззрения; практич. деятельности (экономики, политики, технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. «Социальный психизм» пронизывает все это построение; на этом основании Р. всегда настойчиво защищал социологич. монизм идеалистич. толка. В свете этих зависимостей он ставил мн. конкретных вопросов: о технике, творчестве, любви, свободе, личности и т. д. В последние годы он стал сводить общую социологию к этике, на том основании что этич. нормы универсальны и обнаруживаются во всех обществ. отношениях. Взгляды Р. оказали большое влияние на представителей неопозитивизма в России (П. Сорокин, А. Звоницкая). По политич. взглядам Р. — кадет умеренного толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая ограничить самодержавие жесткими конституц. рамсками (см. Тектология). Соч.: Социология. СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1—2. Теги: Дисциплина: Культурология / Религиоведение Авторы: Степанов С. |