КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Роберти Е. В.

РОБЕРТИ (де Роберти де Кастро де ла Серуа) Евг

роберти (де Роберти де Кастро де ла Серуа) Евг. Вал. (1843—1915) — рус. философ и социолог, к-рого современники называли «пламенным позитивистом». Воспитанник Александр. лицея. Слушал курсы в ряде зарубежных ун-тов. Один из пионеров рус. социологии (Политико-экономические этюда. СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей, в частности П. Лаврова. После цензурных запретов надолго перебрался в Париж, где стал чл. Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских журналах. Был участником первых пяти мировых конгр. социологии. Мн. работ по проблемам совр. философии, этики и социологии печатал на фр. яз.; они внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились («Новая постановка основных вопросов социологии», 1909; «Понятия и законы вселенной», 1914). Вместе с М. Ковалевским принимал участие в организации и преподавании в Рус. школе обществ. наук в Париже и на первой отечеств. социологич. кафедре Психоневрологич. ин-та. Р. — сторонник «социального психизма», напоминающего в своих исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма, к-рый признавал его влияние. Он прошел все стадии эволюции социологич. позитивизма — от О. Конта до новейших форм — энергетизма. махизма и др. Был сторонником «почетного компромисса» всех школ позитивизма. К марксизму и неокантианству относился резко негативно.

Обществ. жизнь (или «надорганическое явление») есть, по Р., особ. проявление мировой энергии — «социальный психизм», к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей; среди них наиб. важными являются «социальные действия», к-рые придают системность, организованность и законосообразность «надорганическому». Адекватное знание этих характеристик — путь к успешному предвидению и рац. социальным реформам, а не к стихийному приспособлению. Осн. социологич. законом Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов надорганического: знания как исходной функции социального (или коллектив. психич. опыта); мировоззрения (философии, религии) как функции знания; иск-ва как функции мировоззрения; практич. деятельности (экономики, политики, технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. «Социальный психизм» пронизывает все это построение; на этом основании Р. всегда настойчиво защищал социологич. монизм идеалистич. толка. В свете этих зависимостей он ставил мн. конкретных вопросов: о технике, творчестве, любви, свободе, личности и т. д. В последние годы он стал сводить общую социологию к этике, на том основании что этич. нормы универсальны и обнаруживаются во всех обществ. отношениях.

Взгляды Р. оказали большое влияние на представителей неопозитивизма в России (П. Сорокин, А. Звоницкая). По политич. взглядам Р. — кадет умеренного толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая ограничить самодержавие жесткими конституц. рамсками (см. Тектология).

Соч.: Социология. СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1—2.


Теги: 
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Степанов С.