КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Сеземан В.

СЕЗЕМАН Вас

СЕЗЕМАН Вас. (1884–1963) — русс. философ. В 1909 окончил Петербургский ун-т. В 1909–11 стажировался в Марбург. и Берлин. ун-тах. Преподавал в 1915–18 в Петербург. ун-те, в 1918–1921 — в Пед. ин-те г. Вятки, позже — в Саратов. ун-те, в 1922–23 — в Берлин. ун-те рус. наук. В 1923–40 — проф. и зав. кафедрой философии Каунас. ун-та, где вел курсы логики, гносеологии, эстетики и стории философии. В 1940–50 и 1958–63 — проф. кафедры философии Вильнюс. ун-та. В 1950–58 был репрессирован.

На философию С. оказала влияние Марбургская школа неокантианцев, диалектика Гегеля, антропология М. Шелера, феноменология Гейгера. Античная философия занимала в жизни мыслителя особое, поэтическое место в веренице сухих логико-гносеологич. иссл. Он перевел на лит. яз. трактат Аристотеля «О душе», написал мн. ст., посвященных философии софистов, Сократа, Платона, Плотина. В их работах его интересовал процесс отождествления зла и ничто, добра и бытия и возникновение в этой связи диалектики добра и зла. Собств. гносеологич. концепцию С. выстраивает на осн. критики методологич. идеализма Марбург. школы, а также концепций Н. Лосского и Н. Гартмана. Он разделяет структуру познания на две части. первая — интуитивное постижение объекта. Интуиция, по С., является интенциональным актом, обладающим опред. установкой, активной направленностью сознания на постижение объекта познания. Вторая часть — оперирование разл. логич. формами суждений. Осн. вопросом гносеологии С. является не то, как возможно познание, а то, как оно происходит и как можно описать этот процесс.

Эстетику С. рассматривает как ценностное постижение мира где важнейшее место занимает эстетич. переживание. Отсюда задача ее феноменологич. описание этого чувства. Существенный вклад С. внес в разработку логики.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Степанов С.