|
Персоналии Сумароков А. П.СУМАРОКОВ Ал. Петр. (1717–77) — выдающийся русский поэт, драматург, философ. Образование получил в Сухопутном шляхетском корпусе, предназначенном для подготовки высшей администрации. Здесь культивировались лит. занятия, ставились любит. спектакли, было образовано «Об-во любителей российской словесности». В 1740 г. С. был назначен адъютантом вице-канцлера М.Г. Головкина, а после его падения — гр. А.Г. Разумовского. С 1756 по 1761 он был директором Российского театра, в 1759 изд. ж. «Трудолюбивая пчела». С. творил в разл. жанрах. Из-под его пера выходили эклоги, оды, эпистолы, басни, песни, элегии, сатиры, притчи, комедии. Стихотворные трагедии он стал писать в России одним из первых, часто выражая в них свои социально-политич. взгляды. «Идеальный государь», по его мнению, должен руководствоваться «долгом» и «разумом», порабощение его страстями неминуемо ведет к трагич. исходу. Вступление на престол Екатерины II и опрею. иллюзии относительно возможных перемен заставляют С. вернуться к социально-утопич. построениям. В 1762 г. он становится одним из авторов театризованного представления «Торжествующая Минерва», к-рое должно было символизировать воцарение «просвещенного» монарха и наступление «золотого века». С. было поручено изображение антипода последнего — «превратного света». «Хор ко превратному свету» был исполнен на маскараде в сильно урезанном виде, ибо смелые параллели автора не соответствовали умеренному духу дворянской фронды, чью политич. позицию выражал маскарад. Так же как Державин и Ломоносов, С. обращался к жанру «духовных стихов», в к-рых рассуждал о смысле жизни, месте в ней случая, взаимоотношениях человека и Абсолюта («Рече безумен в сердце своем», «Ода о величестве Божием», «Ода на суету мира»). Проблемы места философии в об-ве, возможностей умозрит. или метифизич. рассуждения, гносеологич. вопросы занимают одно из центр. мест в творчестве С.-философа. Филос. тексты С. не только открывают нов. грань в его творчестве, но и показывают круг проблем, стоявших перед рус. мыслителями 18 в. способов и методов их разрешения, свидетельствует об опр. зрелости и оригинальности философии этого времени. Филос. произведения С. написаны в жанре эссе, небольших по размеру, но достаточно емких по содержанию. Лит.: Соч. Полн. собр. всех соч. М., 1781–91. Ч. I–X. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы 18 в. Дворянская фронда в литературе 1750–60-х гг. М.-Л., 1936. Теги: русская философия Дисциплина: Философия Авторы: Степанов С. |