КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ткачев П. Н.

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844–85) — видный рус

ТКАЧЕВ Петр Никитич (1844–85) — видный рус. публицист и критик. Идеолог революц. народничества.

Почти всю сознат. жизнь Т. хлопотал о немедленном социальном перевороте в России, готовил и совершал его в своем воображении и на бумаге, набрасывая революц. планы в ст. и прокламациях; все остальное в своей жизни он подчинил этой неотвязно преследовавшей его идее. В 1861 Т. поступил на юридич. ф-т Петерург. ун-та и сразу же включился в студ. волнения, был арестован, два месяца просидел в крепости и избежал ссылки только благодаря ручательству матери, но с тех пор не выходил уже из-под надзора полиции. Изучать юриспруденцию ему пришлось самостоятельно (в 1868 он сдал экстерном экзамены за университет. курс, защитил дисс. и получил степень канд. права). В 1862–68 Т. примыкал к неск. подпольным организациям народников, выбирая при этом наиб. радикальные, неоднократно бывал арестован. В 1868 г. он сблизился с С.Г. Нечаевым, вместе с ним пытался направлять студ. движение в Петербурге, предположительно участвовал в составлении «Программы революционных действий», ставшей идейной платформой нечаевской организации. Весной 1869, в разгар студ. волнений Т. был арестован, в июле 1971 после длительного следствия приговорен к тюремному заключению. По отбытии его в начале 1873 был сослан в Великие Луки, откуда не замедлил бежать за границу. Уже живя во Франции, он в 1877 при поддержке тамошних бланкистов создал тайное «Об-во народного освобождения», связанное с неск. подпольными кружками в Россиии. Зарабатывал на жизнь журналистикой.

Т. был «бешеный» от народничества. Теория у него — раба страсти: Он мечтал о революции в России, и теория обязана была подкрепить и оправдать эти притязания. Т. был уверен, что революцию не готовить надо (она всегда готова), а делать, и сделать ее можно просто и быстро. Нужно только иметь в наличии неск. сотен (от силы — тысяч) революционеров, хорошо организованных и готовых на все. Они произведут политич. переворот (подобный тем дворцовым, что были так часты в России), захватят власть в центре и на местах, установят свою диктатуру, и это обеспечит скорый успех социальных преобразований в интересах народа.

В лит. критике Т. объявлял себя последователем Н.А. Добролюбова, положившего начало «реальному» направлению в ней (в противоположность «эстетическому», к к-рому Т. причислял даже Писарева). Для критика-реалиста главным является социальная значимость лит. произведения, хотя он не должен оставлять без внимания и «умственных сил» автора.

Три последних года жизни Т. провел в больнице для душевнобольных.

Соч.: Избр. соч. на социально-политические темы. В 6-ти т. М., 1932–37; Соч. в 2-х т. М., 1975–76; Люди будущего и герои мещанства. М., 1986. Кладези мудрости российских философов. М., 1990.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Степанов С.