КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Илия бен-Соломон

ИУДАИЗМ

 

Илия бен-Соломон (Elijah ben Solomon), полное имя ИЛИЯ БЕН-СОЛОМОН ЗАЛМАН, акроним ХА-ГРА от ХА-ГАОН РАББИ ЭЛИЯХУ, также ИЛИЯ-ГАОН (23 апреля 1720, Сьелец, Литва, Российская империя-9 октября 1797, Вильна [ныне Вильнюс, Литва]), гаон ("превосходительство") Вильны, крупнейший авторитет в вопросах религиозной и культурной жизни евреев Литвы 18-го века. (См. также Указатель: Иудаизм.)

 

Илия происходил из династии религиозных учёных. В 1740-1745 он посетил ряд еврейских общин Польши и Германии, после чего поселился в Вильне, тогдашнем культурном центре восточноевропейского еврейства. Он отказался от дожности раввина и проживал в уединении, посвятив себя учению и молитве; к 30 годам его репутация крупного религиозного учёного распространилась по всему еврейскому миру. В знак практически всеобщего почитания люди улостоили его титулом гаона, который в древности носили главы вавилонских академий; впоследствии, однако, он фактически не употреблялся.

 

Предметом исследований Илии-гаона были практически все центральные проблемы, затрагиваемые в еврейской религиозной литературе, созданной до него. Его широкие познания в Талмуде, Мидраше, библейской экзегезе, а также мистической литературе и учениях соединялись с глубоким интересом к философии, лингвистике, математике, астрономии и народной медицине.

 

Илия-гаон был сторонником использования комплексного подхода в еврейском обучении и критических методов исследования. В эпоху ограниченного, "пуританского" пиетизма он предложил расширенную интерпретацию концепции обучения Торе, предлагая включить в этот процесс также преподавание естественных наук; по его мнению, для полного, адекватного понимания иудаистского Закона и литературы необходимо знание математики, астрономии, географии, ботаники и зоологии. Илия ратовал за перевод на иврит соответствующих работ. Он использовал также методы текстологической критики при изучении Библии и Талмуда. Свои интерпретации он основывал на прямом значении священных текстов, избегая ограниченных софизмов. В целом, его творчество было направлено на интенсификацию рационалистических и синтетических подходов.

 

С 1772 и вплоть до своей смерти Илия-гаон вёл непримиримую борьбу с хасидизмом, пиетистским мистическим движением. Он осуждал хасидизм за его приверженность к суевериям и антинаучную позицию и требовал исключать из общин его приверженцев, а также сжигать книги хасидов. Он стал лидером митнаггедим (оппонентов хасидизма), и временно ему удалось остановить распространение этого движения в Литве. В определённой мере он находился в оппозиции и по отношению к Гаскале, или еврейскому Просвещению.

 

Приблизительно в возрасте 40 лет Илия-гаон начинает преподавательскую деятельность, занимаясь с узким кругом преданных учеников, которые уже сами к тому времени состоялись как учёные. Среди них был Хаийм бен-Исаак, основатель крупнейшей Волошинской йешивы (талмудической академии), в которой обучались несколько поколений еврейских учёных, раввинов и лидеров общин. Труды Илии-гаона были опубликованы после его смерти; среди них были комментарии и многочисленные заметки, касающиеся Библии, Талмуда, Мидраша и других произведений.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Наиболее содержательные очерки о жизни и творчестве Илии-гаона на английском языке можно найти в работах: Solomon Schchter, Studies in Judaism, First Series (1896, перездано в 1945); Louis Ginzberg, Students, Scholars, and Saints (1928, репринт 1985).

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Тантлевский И. Р.