КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Персоналии

Иосиф Флавий

ИУДАИЗМ

 

Иосиф Флавий (Josephus, Flavius), настоящее имя ИОСИФ БЕН-МАТТАТЬЯХУ (37/38, Иерусалим-около 100 н. э., Рим), еврейский священник, учёный и историк, написавший имеющие большую научную ценность работы об Иудейском восстании 66-70 гг. н. э. и о ранней еврейской истории. Его основными трудами являются История Иудейской войны (75-79 гг.), Иудейские древности (93 г.) и Против Апиона.

 

РАННИЕ ГОДЫ.

 

Иосиф Флавий родился в аристократической жреческой семье в Иерусалиме. Согласно его собственному сообщению, он был не по годам развитой юноша, которой в возрасте 14 лет давал советы первосвященникам по вопросам, касающимся иудаистского права. В 16 лет он уходит в пустыню, где в течении трёх лет проживает с отшельником Баннусом, членом одной из аскетических иудаистских сект, возникшей в Иудее около времени Христа.

 

Возвратившись в Иерусалим, Иосиф присоединяется к фарисеям - этот факт имеет решающее значение для понимания причин его последующего сотрудничества с римлянами. Фарисеи, в отличие от нелицеприятного их изображения в Новом Завете, были по большей части ревностными иудаистами и сторонниками строгого, но не буквального исполнения Торы. В политическом отношении фарисеи не симпатизировали радикальному иудейскому национализму таких, например, течений, как военно-патриотическая секта зелотов, и готовы были допустить римское правление при условии, что евреи сохранят свою религиозную независимость. (См. также Указатель: Римская республика и империя.)

 

В 64 г. н. э. Иосиф был отправлен с посольством в Рим с целью попытаться освободить пребывающих там в заключении и знакомых ему еврейских священников. В Риме он был представлен Поппее Сабине, второй жене императора Нерона, и при её активной поддержке ему удалось успешно осуществить свою миссию. Во время этого путешествия на Иосифа произвели сильное впечатление римская культура и изысканность быта, но в особенности - военная мощь.

 

ВОЕННАЯ КАРЬЕРА.

 

Он возвратился в Иерусалим накануне всеобщего восстания иудеев против римского господства. В 66 г. н. э. еврейское население Иудеи, побуждаемое фанатичными зелотами, изгнало римского прокуратора и создало в Иерусалиме революционное правительство. Хотя Иосиф, наряду со многими другими представителями священнического сословия, советовал восставшим пойти на компромисс с римлянами, однако, вопреки собственному желанию, сам оказался вовлечён в эту войну. Несмотря на его весьма умеренную позицию, Иосиф был назначен военачальником в галилейский округ, где (насколько можно доверять его собственному не вполне надёжному сообщению) его попытки к примирению с римлянами постоянно срывались из-за враждебности местных партизан, возглавляемых Иоанном Гискальским. Понимая тщетность вооружённого сопротивления Риму, Иосиф, тем не менее, проводил в северопалестинских городах фортификационные работы перед лицом неумолимо движущейся вперёд римской военной машины.

 

Основные римские силы под командованием будущего императора Веспасиана появились в Галилее весной 67 г. н. э. и быстро прорвали еврейскую оборону на севере. В течение 47 дней Иосифу удавалось удерживать крепостные сооружения Иотапаты; после падения города под ударами римлян он скрылся в одной из близлежащих пещер вместе с 40 воинственно настроенными повстанцами. К ужасу Иосифа, его товарищи, будучи окружены римлянами, предпочли смерть плену. Иосиф, выступив с речью об аморальности самоубийства, предложил повстанцам по очереди умерщвлять друг друга, установив последовательность при помощи жребия. Иосиф ухитрился вытащить последний жребий, и когда в живых в пещере оставались лишь он сам и ещё один человек, которого он должен был умертвить, будущий историк сумел убедить свою предполагаемую жертву сдаться римлянам.

 

Приведённый в оковах к Веспасиану, Иосиф рискнул выступить в качестве пророка и предсказал римскому полководцу, что тот вскоре станет императором - и данное предсказание начало сбываться после смерти Нерона в 68 г. н. э. Тогда же эта уловка спасла Иосифу жизнь; однако, в последующие два года он всё ещё оставался пленником в римском лагере. В конце 69 г. н. э. Веспасиан был наконец был провозглашён своими войсками императором: пророчество Иосифа сбылось, а угодливый иудейский пленник получил свободу. С этого времени и до конца жизни Иосиф связал свою судьбу с Римом. Он взял имя Флавий (родовое имя Веспасиана), сопровождал своего патрона, императора Веспасиана, в Александрию, где женился в третий раз. (Свою первую жену Иосиф потерял во время осады Иотапаты, а его вторая жена оставила его в Иудее.) Позднее, Иосиф присоединился к римскому войску, которое во главе с сыном Веспасиана (а впоследствии и его преемником) Титом осаждало Иерусалим в 70 г. н. э. Он попытался выступить в качестве посредника между римлянами и повстанцами; однако, будучи, с одной стороны, ненавидим евреями за своё отступничество, а с другой, будучи евреем и не пользуясь доверием римлян, он не смог добиться цели. После падения Иерусалима и разрушения Храма Иосиф поселяется в Риме, где, находясь под императорским патронажем, посвящает остаток своей жизни литературному творчеству.

 

ИОСИФ КАК ИСТОРИК.

 

Первая работа Иосифа, Bellum Judaicum (История Иудейской войны), состоящая из семи книг, была написана им между 75 и 79 гг. н. э., в последние годы правления Веспасиана. Арамейский оригинал этого произведения утрачен, однако дошедшая до нас греческая версия была подготовлена под руководством самого Иосифа Флавия. Дав краткий очерк еврейской истории с середины 2-го века до н. э., автор сосредотачивается на детальном описании хода великого восстания 66-70 гг. н. э. Иосиф делает акцент на непобедимости римских легионов; возможно, одной из его целей было убедить еврейскую диаспору в Месопотамии (тогда контролировавшейся парфянами - врагами Рима), члены которой, вероятно, наблюдали за восстанием, что сопротивление римскому оружию является чистейшей глупостью. Истории Иудейской войны присущ особый блеск в изложении событий; особенно это относится к описанию осады Иерусалима. Правильно построенные греческие фразы данного труда резко контрастируют с тяжеловесным языком более поздних работ Иосифа Флавия, что свидетельствует о той большой помощи, которую ему оказывали грекоязычные ассистенты при создании Иудейской войны. В данном произведении Иосиф чрезвычайно враждебен по отношению к иудейским патриотам и в высшей степени равнодушен к их печальной участи. Иудейская война не только является основным источником по истории первого крупнейшего восстания евреев против Рима, но и содержит особо ценные сведения по римской военной тактике и стратегии.

 

Иосиф был удостоен римского гражданства и особой пенсии. Он был фаворитом при дворах императоров Веспасиана, Тита и Домициана и получал доход от своего освобождённого от налогов поместья в Иудее. Разведясь со своей третьей женой, Иосиф Флавий женился на представительнице аристократического рода с Крита и дал своим детям римские имена. Он написал официальную историю Иудейского восстания и был презираем евреями как ренегат и предатель. Однако, при всём при этом Иосиф оставался в лоне иудаизма. В его крупнейшем труде, Antiquitates Judaicae (Иудейские древности), состоящем из 20 книг и завершённом в 93 г. н. э., рассматривается история евреев от сотворения мира до начала восстания 66-70 гг. до н. э. В этом сочинении Иосиф Флавий попытался представить эллинистическому миру иудаизм в самом благоприятном свете. Фактически игнорируя сочинения Пророков, расцвечивая библейские повествования и подчёркивая рационализм иудаистских законов и установлений, он элиминировал любые проявления элементов фанатизма в иудаизме и сделал его притягательным для образованных и рационалистически настроенных людей греко-римского мира. В историческом плане охват событий неполон, так что на книге лежит некая печать усталости автора (которому было в период её создания около 55 лет). Тем не менее, в данном произведении оказался зафиксирован ряд источников, которые в противном случае были бы для нас утрачены; в целом, для изучения еврейской истории периода Второго Храма значение этого сочинения Иосифа трудно переоценить.

 

В Иудейских древностях содержатся два широкоизвестных упоминания об Иисусе Христе: в одном из них, в книге XX, он назван "так называемым Христом". Фрагмент из книги XVIII, в котором подразумевается Божественность Христа, не мог быть в дошедшем до нас виде создан самим Иосифом и без сомнения содержит позднейшие изменения, внесённые христианскими переписчиками (если вообще не является христианской интерполяцией).

 

К Иудейским древностям примыкает сочинение Vita (Жизнеописание), которое является, скорее, не автобиографией, а апологией поведения Иосифа в Галилее во время Иудейской войны. Оно было написано в защиту от обвинений Юста Тивериадского, который заявлял об ответственности Иосифа за начало восстания. Оправдываясь, Иосиф Флавий стал противоречить собственному (вероятно, более правдоподобному) сообщению, зафиксированному в Иудейской войне, и представлять себя в Жизнеописании как последовательного сторонника Рима, с самого начала изменившего восстанию. В гораздо лучшем свете Иосиф предстаёт в ещё одной своей работе, ныне известной под наименованием Contra Apionem (Против Апиона; более точными представляются её ранние названия: О древности иудейского народа и Против греков). Данное произведение состоит из двух книг. В первой Иосиф отвечает на различные антисемитские обвинения, выдвигаемые против евреев эллинистическими авторами; во второй - приводит аргументы в пользу этического превосходства иудаизма над эллинизмом, что свидетельствует о его приверженности к своей религии и культуре.

 

Так как в сочинении Против Апиона упоминается о смерти Агриппы II, представляется вероятным, что Иосиф Флавий был жив ещё в начале 2-го века н. э.; однако, мы не можем точно определить дату смерти Агриппы, и, возможно, что иудейский историк умер всё же до начала 2-го века, в правление императора Домициана (где-то после 93 г. н. э.).

 

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА ИОСИФА ФЛАВИЯ.

 

Труды Иосифа как историка страдают теми же недостатками, что и работы большинства античных авторов: его исторический анализ носит поверхностный характер, присутствуют хронологические ошибки, многие факты преувеличены, речи исторических персонажей вымышлены. Иудейский историк особо тенденциозен, когда речь идёт о его собственной репутации. Греческий язык Иосифа Флавия - когда он пишет по-гречески действительно сам - никак не соответствует эпитету "греческий Ливий", столь часто прилагавшемуся к имени иудейского историка. Иосиф объединил в своей личности традиции иудаизма и эллинизма, явился связующим звеном между секулярным миром Рима и религиозным наследием Библии и предложил народам, населявшим Римскую империю, много новых тем для размышлений.

 

Как человек Иосиф отличался тщеславием, чёрствостью и своекорыстием. В его характере не было и тени героизма, а за своё раболепство перед римлянами он вполне справедливо заслужил презрение со стороны своих единоплеменников. Но в его защиту можно сказать то, что он оставался верен своим фарисейским воззрениям и, хотя и не совершал актов мученичества, делал то, что мог для своего народа.

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

О жизни, творчестве и времени Иосифа Флавия см., например, следующие работы: H. St. John Thackeray, Josephus, the man and the Historian (1929, репринт 1967); Norman Bentwich, Josephus<#whitespace />(1914, репринт 1976); William Reuben Farmer, Maccabees, Zealots, and Josephus: An Inquiry into Jewish Nationalism in the Greco-Roman Period (1956, репринт 1973); R. J. H. Shutt, Studies in Josephus<#whitespace />(1961); G. A. Williamson, The World of Josephus (1964); Tessa Rajak, Josephus: The Historian and His Society (1983; русский перевод: 1995); Seth Schwartz, Josephus and Judean Politics (1990).

 

Переводы произведений Иосифа Флавия на русский язык: Иудейская война (1900 (репринт 1991), 1993, 1995); Иудейские древности (1902, репринт 1995, 1996); Против Апиона (1903 (репринт 1994), 1995).

 


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Тантлевский И. Р.